Нередко можно услышать утверждение, что православное учение о Триедином Боге не является уникальным, а берет своё начало из дохристианских религиозно-философских систем, и по существу является тем же, что и триады языческих богов, учение греческих философов неоплатоников и т.д. При ближайшем рассмотрении ни одна из этих версий не выдерживает критики, как и заблуждение о том, что вера апостолов о жизни и воскресении Господа Иисуса Христа – воплотившегося второго Лица Пресвятой Троицы — заимствована из других религий. Чтобы разобраться в этом вопросе, сопоставим православное учение о Боге Троице с языческими и философскими учениями о триадах.
«Троица единая, равносильная, безначальная, благословенна Ты!»
(из богослужения Святой Пятидесятницы —
окончание ирмоса 7-й песни канона).
Троица Единая
Бог един по существу, но при этом в Нём – Три Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Они обладают совершенной межличностной любовью и абсолютным единством, настолько тесно пребывают Друг в Друге, что между Ними нет никакого промежутка. Троица – само Совершенство, выше которого не может быть ничего.
Лица Пресвятой Троицы различны, но имеют единую божественную природу, единую волю, единое действие. Каждое Лицо Троицы есть Бог, однако, три Лица не есть три отдельных Бога, а Единый Истинный Бог. Святитель Григорий Богослов так говорит об этом: «”Троица” означает не счет вещей неравных, но совокупность равных и равночестных; причем наименование соединяет то, что соединено по естеству, и не дозволяет, чтобы с распадением числа разрушилось неразрушимое».

Пресвятая Троица
Греция, кон. XII в.
Обращаясь к учениям о языческих триадах, мы обнаруживаем, что все они повествуют о несовершенных «троицах»: либо пытаются объединить три отдельные божества (тритеизм/трибожие), либо объявляют «троицей» три различных проявления одного божества (триморфизм).
Так триады римских, греческих, египетских, индуистских и других божеств характеризуются тем, что между ними нет подлинного духовного единства, единства воли. В мифах об этих богах говорится, что они действуют каждый по своей воле и зачастую вступают в противоборство друг с другом. К примеру, учение об индуистской тримурти (три образа: Брахма-создатель, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель) включает противостоящую, взаимоисключающую (создание-разрушение) и злую (разрушение) воли божества. Все это не выдерживает сравнения с христианским учением о Всеблагом Триипостасном Божестве.
Кроме того, согласно самому индуизму, тримурти представляет из себя не три лица, а лишь три маски одного божества, игру майи (иллюзии), фантазию божества. В качестве еще одного примера триморфизма можно привести также культ триединой богини Гекаты, по мнению древних греков, соединявшей небо, землю и подземный мир. Здесь мы видим не единство трёх лиц, а три различных функции одного божества.
Языческие учения о триадах по сути сводятся либо к трем отдельным богам, либо к одному «многофункциональному» божеству, и никак не могут подняться до высоты православного учения о совершеннейшем единстве Трёх Лиц Пресвятой Троицы.
Троица Равносильная
Лица Пресвятой Троицы различны между Собой, но не по чести, достоинству, силе, власти и т.д., а по ипостасным (личностным) свойствам: нерожденность Отца, предвечное рождение Сына от Отца, предвечное исхождение Святого Духа от Отца.

Пресвятая Троица
иконографический тип «Сопрестолие»
При этом божественные Лица не обмениваются Своими ипостасными свойствами: Отец всегда – Отец, Сын – всегда Сын, Святой Дух – всегда Святой Дух. Одно из свойств истинного Бога – неизменность, чего нельзя сказать о языческих богах. К примеру, одни приверженцы индуизма утверждают, что Брахма и Шива порождены Вишну, другие – что Вишну и Брахма порождены Шивой, тех же, кто считал Брахму главным лицом Тримурти, в наше время почти не осталось.
Христиане же с первых веков исповедовали учение о Боге – Троице: Отце, Сыне и Святом Духе, со временем оно было сформулировано и закреплено в качестве догмата, на Первом и Втором Вселенских соборах (в Никее 325 г. и Константинополе 381 г.) и ревностно сохраняемого Православной Церковью на протяжении уже почти двух тысячелетий.
Многие языческие триады построены по семейному принципу, где обязательно присутствует рождающее женское начало, а третье божество – плод двух других (римская триада – Юпитер, его жена Юнона и их дочь Минерва, египетская триада – Осирис, его жена Изида и их сын Гор и др.). Такой явный антропоморфизм (присвоение божеству свойств, присущих человеку) этих языческих триад свидетельствует о том, что они являются плодом человеческого разума, а не богооткровенной истиной. Что здесь общего с христианским учением о Пресвятой Троице? Пожалуй, только число три.
Но и эта схожесть отпадает при дальнейшем сравнении этих и подобных им триад с Троицей. Дело в том, что божества, входящие в такие триады, порождали другие божества и сами, в свою очередь, являлись детьми других божеств или же входили в какие-то иные «объединения богов». Например, зороастрийская «троица» — Ахурамазда, Арту Вахишта и Воху Мана – входила в состав семи добрых духов, а общее число божеств древней иранской религии насчитывало не 1 и не 3, а 33 божества. Христианские же богословы уверенно отвергали любые политеистические идеи. Святитель Григорий Богослов учил:
«В трех Светах одно естество неподвижно. Единица не бесчисленна, потому что покоится в трех Добротах. Троица не в разной мере досточтима, потому что естество не рассекаемо… мы славим пресветлое единодержавие и не восхищаемся многоначальным собором богов».
Что же с философскими системами? Умопостигаемая триада греческого философа Плотина (III век н.э.) — «Единое», «Ум», «Мировая душа» — исключает равносильность, присущую Троице, она строго иерархична. «Ум» и «Мировая душа» у Плотина — это безличные энергии первоначала — «Единого», которое выше их и по месту, и по концентрации божественности.
И так, мы видим, что ни одна из религиозных или философских триад не приближается к христианскому учению о единстве и равносильности трех Лиц Пресвятой Троицы, но остается на позициях многобожия и пантеизма.
Троица Безначальная
Христиане исповедают Триединого Бога не только Неизменным, но и Предвечным. Что это значит? Ответ на этот вопрос содержится в учении об ипостасных свойствах Лиц Пресвятой Троицы: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, но существует всегда, вне времени; Бог Сын рождается от Отца «прежде век», т.е. до начала времен, в вечности; Бог Святой Дух также предвечно исходит от Отца. Выражение «прежде век» указывает на то, что Отец никогда не был без Сына и без Святого Духа.

Пресвятая Троица
иконографический тип «Отечество»
Что мы видим, обратившись к религиозно-философским триадам? В них мы встречаем никем не сотворенных божеств, но они имеют начало и первопричину, как например, первый бог древнеегипетской (гелиопольской) космогонии Атум, возникший из первобытного мирового океана Нуна, почитавшегося началом всего сущего. Более того, языческие мифы нередко транслировали идеи, звучащие совершенно омерзительно для сознания современного человека, живущего в мире, где уже две тысячи лет проповедуются нормы христианской морали и нравственности. К примеру, согласно египетской мифологии упомянутый выше первый бог Атум сотворил двух других богов путем самооплодотворения (изверг семя себе в рот, а затем изрыгнул из себя своих детей: бога ветра Шу и богиню мирового порядка Тефтун).
Поиски языческих религиозно-философских систем в решении вопроса о происхождении божеств не преодолели привычных для сознания падшего человека идей о начальности (возникновении во времени) и наличии первопричины божества. Как далеко они отстоят от Богооткровенного православного учения о Пресвятой Троице!
* * *
В заключение отметим, что древние антитринитарные ереси в христианстве возникали именно на почве того, что многие их авторы не смогли принять Богооткровенного учения о Триедином Боге, но продолжали исходить из привычных им религиозно-философских установок дохристианского мира, пытаясь «исправить» в соответствии с ними христианское учение о Пресвятой Троице. Таковы, например, еретические учения Саввелия о едином боге, проявляющемся под тремя разными личинами/масками (саввелианство), и Павла Самосатского, отказывавшегося различать Лица Пресвятой Троицы (динамистическое монархианство).
Академик Борис Викторович Раушенбах, всемирно известный ученый физик, один из основоположников советской космонавтики, в своем труде «Логика троичности», посвященном христианскому догмату о Пресвятой Троице отмечал: «Они (святые отцы) совершенно справедливо называли любые отклонения от этой совокупности ересями, как бы ощущая внутренним зрением их разрушительную пагубность. Лишь сегодня становится понятным величие отцов Церкви и в смысле интуитивного создания безупречной логики триединости».
Подробнее по этому вопросу читайте в статье «Учение о Боге – Троице взято из язычества?»