Буклет №10 «Почему мы болеем?»

Буклет №10 «Почему мы болеем?»

скачать версии буклетов для печати

Библия учит, что Бог создал человека здоровым. Но после грехопадения наших прародителей человеческая плоть изменила свои качества – стала склонной к страданиям, смертной. Болезнь является следствием повреждения человеческой природы грехом (т.е. её отчужденности от Божественной Жизни).

 

Одной из основных духовных причин болезни являются личные грехи болеющих людей: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30:15).

Человек может заболеть также и от физиологических причин, и вследствие неправильного образа жизни, «ибо от многоядения бывает болезнь, и… от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. 38: 33–34).

На здоровье детей влияет образ жизни родителей. Это касается не только пьянства и наркомании, но и любого проявления жестокости и нелюбви к ребенку. Иногда же причина болезни скрыта от нас, являясь тайной Промысла Божия.

Нередко подлинные причины заболеваний лежат в духовной сфере. Святитель Василий Великий пишет: «не все недуги происходят естественно и случаются с нами или от неправильного образа жизни … но часто болезни являются наказанием за грехи, налагаемым на нас, чтобы побудить к обращению»

Однако далеко не всегда болезни являются наказанием за грехи. Эта истина раскрывается в книге Иова и в беседе апостолов с Господом о слепорожденном (Ин. 9:1–7).

Святые отцы указывали несколько духовных причин болезни человека: «Посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин» (свт. Феофан Затворник).

Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни, как одного из способов достижения духовного здоровья. Болезнь имеет смысл.

Многие болезни остаются неизлечимыми, становятся причиной страданий и смерти. Сталкиваясь с такими недугами, православный христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности.

Страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности и ограниченности человеческой природы, а потому должны переноситься с терпением и надеждой. Господь добровольно принимает страдания для спасения человеческого рода: «Ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).

Богу было угодно страдание сделать средством спасения и очищения, для каждого, кто переживает его со смирением и доверием к всеблагой воле Божией.

По слову святого Иоанна Златоуста, «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом.

Однако, когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни (Ис. 53, 4)». (Из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»)

Нередко бывает, что когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. «Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших», – писал преподобный Макарий Оптинский.

Вспоминая историю праведного Иова, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив».

И болезнью можно послужить Богу, и через болезнь может Бог прославить Своего верного раба, как видно, например, из слов богослужебного величания святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове».

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

Человеку естественно задаваться вопросом: «Почему именно я или близкий мне заболел?», хотя по большому счету этот вопрос из числа неразрешимых. В свое время об этом спрашивал Бога преподобный Антоний Великий: «Господи! Почему одни немного живут и умирают, а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые  бедны?». И святой получил ответ: «Антоний! себе внимай! То – суды Божии, и тебе нет пользы знать их».

Многое зависит от умения человека воспринимать все, что он встречает в жизни, по-христиански, в том числе и болезни. Кого-то болезнь делает ближе к Богу, а для кого-то становится настоящим препятствием в вере.

Мы можем видеть на одном полюсе людей отчаявшихся, обвиняющих в своих проблемах всех остальных и даже хулящих Бога. А на другом полюсе – людей, которые терпят свое болезненное состояние со смирением, с покорностью воле Божией и могут во всем найти что-то доброе.

Болеющий человек, в состоянии беспомощности и страдания, в полной мере начинает ценить человеческое соучастие и заботу, а ухаживающий за ним — начинает проявлять любовь, милосердие и сострадание, которых раньше, возможно, не было.

Болезнь раскрывает нам нетленную ценность любви и милосердия. Болезнь имеет силу смягчить жестокие сердца. Болезнь научает нас сострадать ближнему и любить его.

Болезнь напоминает человеку, что он не оставлен (не забыт) Богом.

Болезнь напоминает нам, что жизнь хрупка и конечна, что впереди – смерть и встреча с Богом.

Во время болезни полезнее не вопрошать у Бога с обидой: «За что мне это?» (такой вопрос подразумевает убежденность в своей праведности), а задуматься: что могло стать причиной болезни и чему эта болезнь меня может научить?

Любая болезнь — это наше приобщение к кресту страданий всего человечества и возможность терпеливо нести этот крест: «Усмотри крест свой, понеси его, как следует, соединен но с крестом Христовым, — и будешь спасен… А роптать не ропщи, другому не завидуй и бессмыслен¬ному гореванию не предавайся» (святитель Феофан Затворник).

Так называемые «невинные страдания» (например, болезни детей) являются жертвенными, поскольку обусловлены они, в основном, не их личными грехами. Страданиями дети помогают вразумиться своим ближним.

Многие святые имели болезни, даже неизлечимые, в том числе и апостол Павел.

Святитель Григорий Богослов говорил: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим, Твое слово для меня — спасение! А если не запретишь, дай мне терпение все переносить».

Итак:

  1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.
  2. Болезнь как наказание за грехи.
  3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.
  4. Болезнь как испытание в верности.
  5. Болезнь как искупительная жертва.

Христиане во время болезни в первую очередь обращаются с молитвой к Богу и приносят покаяние в грехах: «Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце» (Сирах 38:10).

По словам святителя Феофана Затворника, «воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие».

Если твоя болезнь послана тебе для вразумления, то путь исцеления – покаяние и изменение образа жизни.

 

Файлы для скачивания:

Скачать версии всех буклетов для печати

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *