Буклет № 32 «Священное Писание»


«Ибо слово Божие живо и действенно
и острее всякого меча обоюдоострого:
оно проникает до разделения
души и духа, составов и мозгов,
и судит помышления
и намерения сердечные» (Евр. 4:12)

В составе Священного Предания самым драгоценным является Священное Писание, т.е. запечатленное письменно особо избранными для того Богом людьми Божественное Откровение.

Христианское вероучение не является плодом только человеческого творчества или мудрости. Оно основано на Божественном Откровении. Бог открывал Себя людям постепенно. Два этапа Божественного Откровения отражены в самом Священном Писании христиан. Оно делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Разделяет эти две части пришествие в мир Иисуса Христа.

Ветхий Завет представляет собой собрание священных книг, повествующих о сотворении мира Богом, сотворении человека, истории верующего в Бога народа, нравственных заповедях, данных Богом людям. Значительное место в этом собрании книг занимают книги древних пророков, предсказавших явление в мир Спасителя.

Новый Завет состоит из четырех Евангелий (от греч. εὐαγγέλιον — благая весть) — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, — рассказывающих об Иисусе Христе, Его учении, чудесах, жизни, смерти и воскресении, а также включает в себя книгу Деяний Апостольских, их Послания и Апокалипсис.

Священное Писание Нового Завета возникло не само по себе, но внутри Церкви, более того – не сразу. Книги Нового Завета были постепенно написаны очевидцами жизни Иисуса Христа и их учениками. Именно Церковь Христова, «столп и утверждение истины»(1Тим. 3:15), постепенно приняла подлинные богодухновенные книги и отвергла подложные книги (апокрифы), выдававшиеся еретиками за сочинения апостолов. Канон Нового Завета был сформирован уже к концу II– началу III века, во всей полноте представлен в 39-м Пасхальном послании свт. Афанасия Александрийского (367 г.) и соборно утвержден в начале V века от Р.Х.

Интересно, что в человеческой культуре форма столь удобной, всем нам знакомой книги, заключенной в четырехугольную обложку (до этого были свитки) возникла впервые именно в христианской среде в IV веке,  что идейно было обусловлено рецепцией Церковью только четырех Евангелий  и, соответственно, новая форма символизировала это как нельзя лучше.

Если Вас глубоко интересует данная тема, рекомендуем прочитать научное исследование:

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-novogo-zaveta/

Поскольку Бог благоволил сформироваться Библии внутри Церкви, то правильно толковать ее возможно только находясь внутри церковной традиции, не вырывая из контекста.

Авторы всех священных книг писали по вдохновению Святого Духа. Поэтому эти книги называются также богодухновенными.

Библия – самая читаемая книга в мире. Она обладает удивительным свойством: читая ее, мы воспринимаем  слова пророков и апостолов так, как если бы с ними жили и их слышали, несмотря на то что священные книги написаны за несколько веков, или даже тысячелетий до нашего времени.

Чтение, размышление над текстом и усвоение Священного Писания – это важный шаг на пути к Богу и духовному развитию своей личности. В наше время, когда практически все люди умеют читать, опрометчиво считать себя христианином, если не имеешь дома Библии, не любишь Библию и пренебрегаешь ее чтением.

Священное Писание Ветхого и Нового Заветов является единым целым, но более значимая для христиан часть –  Новый Завет. Поэтому мы рекомендуем начать знакомство с Библией с чтения именно новозаветных евангельских текстов. В Евангелии запечатлен образ Иисуса Христа. Если во время чтения Евангелия любящий Бог, Христос, коснется сердца человека, ему откроется окно в другой мир, иная реальность. Человеку останется только сделать шаг Ему навстречу.

Главный смысл Откровения, заключенный в книгах Священного Писания, – познать любовь Божию к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Поскольку Священное Писание включает в себя также огромный пласт культурного и исторического наследия человечества, его взаимоотношений с Творцом, большой опыт духовной жизни, то далеко не всегда смысл Писания понятен человеку, и, читая знакомые по отдельности слова, некоторые говорят: «Мы ничего не поняли». Поэтому чтение Священного Писания требует от человека, во-первых,  благоговейного отношения к Писанию, во-вторых, молитвы Богу, Подателю Откровения, в-третьих, собственных духовно-нравственных и интеллектуальных усилий. Во время литургии мы молимся об этом таким словами: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим!»

Чтение Священного Писания составляет неотъемлемую часть православного богослужения, и внимание этому чтению в храме имеет исключительное значение для духовной жизни прихожан.

Священное Писание – самый авторитетный для христиан источник вероучения. В Православной Церкви Священному Писанию уделяется огромное значение. В знак этого оно находится в каждом православном храме на самом главном месте – на престоле в алтаре.

Проповедь священника в храме также, прежде всего, призвана раскрыть слушателям содержание и смысл предложенного Церковью для чтения текста Писания.

Несмотря на великий авторитет Священного Писания, следует понимать, что оно – это не Сам Бог. Природа Бога – совершенно духовна, нематериальна. Бог – это Дух. А природа священного текста – двояка: с одной стороны, его дает свыше Бог, с другой стороны, ту или иную книгу Писания пишет тот или иной человек. Поскольку библейских книг много, то, сравнивая их, не только специалисты, но и мы, даже не на языке оригинала, а в переводе можем заметить разницу в стиле, оборотах речи, повествовательных приемах, употребляемых автором той или иной библейской книги. Авторы записывали данное им Божественное Откровение, сохраняя свободу воли, рассудок, особенности характера, а  не как «медиумы», или безвольные марионетки.

Все книги Нового Завета были написаны в I веке от Рождества Христова. Со временем первоначальные свитки Писания изнашивались, переписывались, утрачивались. На сегодня известно около 24 тысяч древних свитков только Нового Завета. Текст в них почти одинаков, но несущественные отличия все-таки имеются. Поэтому нельзя говорить, что какой-либо из них «спущен с Неба», или, как думают некоторые радикалы,  «каждая буква Писания священна».

Если Вас заинтересовала тема сохранности текста Писания, рекомендуем прочитать научное исследование:

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstologija-novogo-zaveta/

Некоторые протестанты, придавая Священному Писанию наивысший статус, заблуждаются до такой степени, что даже путают Слово Божие (с заглавной буквы) как Вторую Ипостась Святой Троицы и слово Божие (со строчной буквы) как священную книгу, Библию, отождествляя их в своем сознании. Если бы они находились внутри церковной традиции, думаем, такого бы не произошло, поскольку у Церкви много источников, через которые человеку подается благодать Божия: это и Таинства, и чтение Библии, и изучение творений отцов Церкви, и многое другое. Церковному человеку понятно, что Сын Божий существовал всегда, а Священное Писание появилось лишь на определенном этапе истории человечества. Более того, какое-то время Церковь жила без книги Нового Завета, о Христе люди узнавали благодаря устной проповеди апостолов.

Надо понимать, что Полнота Откровения Бога людям дана не в тексте, несмотря на его важность, а в Том, о Котором этот священный текст свидетельствует, – в Богочеловеке, Спасителе нашем, Господе Иисусе Христе!

Мы желаем Вам как можно чаще читать Священное Писание дома, слышать его в храме, понимать его так, как понимает Православная Церковь,  которой Бог дал Свое Откровение!

Вы можете начать свое знакомство со Священным Писанием прямо сейчас!

https://azbyka.ru/biblia/?Jn.1-29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





протоиерей Димитрий Кравченко

Оставьте свой комментарий:

Войти с помощью: 

Комментарии (0):


Вход

Войти с помощью: 
»