Как связаны праздники Пасхи и Пятидесятницы – Святой Троицы?

Как связаны праздники Пасхи и Пятидесятницы – Святой Троицы?

Пасха, Светлое Христово Воскресение – торжество победы над смертью, краеугольный камень православной веры. Пасха – духовный «новый год» христианина, точка отсчёта времени. Богослужебный календарь Православной Церкви ведётся именно от Пасхи, а первый период церковного года завершается праздником Пятидесятницы (он же – день Святой Троицы). Дальнейшие недели, в свою очередь, отсчитываются от Пятидесятницы.

«Воскресенье такое-то по Пасхе», «неделя такая-то по Пятидесятнице», — читаем мы в церковном календаре. Пасха и Пятидесятница, тем самым, формируют временную и смысловую «ось» жизни Церкви.

Сошествие Святого Духа на апостолов

Пятидесятница является продолжением, раскрытием, исполнением Пасхи. Воскресший Спаситель говорит ученикам, что они будут «крещены Духом Святым» (Деян. 1:5): «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме … и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Благодаря Пятидесятнице, сошествию Духа Святого, весть о воскресении, спасении, жизни вечной, хранимая маленькой апостольской общиной, становится достоянием всего человечества. «Благодать, улучив надлежащее время, изливается на учеников и обращает к себе очи и уши всех для того, чтобы изливаемый на Христовых учеников дар свидетельствовал о Воскресшем» (свт. Иоанн Златоуст).

С этого мгновения всё меняется. Ещё недавно испуганные и разбежавшиеся, апостолы стали смелыми, пошли «до края земли» и «с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян. 4:33).

Это воскресение – не просто исторический факт и не финальная точка, а начало новой жизни для всех, кто верует. «Дверь», открывающая доступ к тому, что раньше было недостижимо: к жизни со Христом, обóжению, внутреннему преображению.

Но чтобы человек действительно мог войти в эту новую жизнь, ему нужен Святой Дух, Утешитель, Который даёт силы жить по-новому и впоследствии воскреснуть для вечной блаженной жизни с Богом. Апостол Павел пишет: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то воскресивший Христа Иисуса оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Как учит свт. Василий Великий, «вся Пятидесятница – это напоминание об ожидаемом в вечности воскресении».

В день Пятидесятницы Дух Святой сошёл на учеников Христовых. И это действие не «просто» Духа Святого, а Бога-Троицы. Христос говорил: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Ин. 14:16). В событии Пятидесятницы происходит раскрытие тайны Троицы, действие всех трёх Божественных Лиц: Сын, посланный Отцом, восходит на Небо и просит Отца ниспослать Духа, Который будет созидать Церковь Христову до второго пришествия…

Порой люди думают о Троице всего лишь как о догмате, богословской формуле, выражающей истину об одной сущности и трёх ипостасях (Лицах) в Боге. Это важно. Но Церковь чествует не «формулу» Троицы, а Бога живого; не теорию, а реальное событие. В день Святой Троицы, Пятидесятницы становится явной истина, в которую Церковь всегда верила: в Боге нет одиночества, а есть любовь и единство, триединство. Бог – Отец, Сын и Святой Дух. И всё, что совершается для нашего спасения, совершается всей Троицей.

В день Пятидесятницы с особой силой явлена любовь триединого Бога к человечеству, дан образ этой любви, который христиане призваны явить в своей жизни.

Святая Троица. Икона прп. Андрея Рублева

Пасха открывает путь, а Пятидесятница, жизнь в Духе Святом – то, к чему этот путь ведёт. Воскресение дарует надежду, но Дух Святой – Сам Бог, вселяющийся в сердце. «Мы празднуем Пятидесятницу – пришествие Духа, окончательное совершение обетования, исполнение надежды» (свт. Григорий Богослов).

Без Пятидесятницы Пасха остаётся праздником вне нас. Сошествие Духа делает её нашей собственной Пасхой. Вспомним, что воскресший Христос являлся ученикам сорок дней, а на сороковой – вознёсся. Десять дней они молились, ждали, не зная, чего именно. И вот – сходит Святой Дух. Не просто сила, а Сам Бог, Который наполняет собой Церковь. С этого дня Церковь – не просто собрание верующих, а Тело Христово, оживотворённое Духом.

В событии Богоявления (Крещения Господня) мы впервые слышим голос Отца, видим Сына и схождение Духа в виде голубя. Но в день Пятидесятницы тайна Святой Троицы раскрывается полнее. Мы уже не наблюдатели, а участники. Дух сходит не «на Него», а на нас. Мы становимся Церковью, приобретая в таинствах Крещения и Миропомазания дары Духа, изначально излитые на апостолов.

Елена Степура, «Троицын день»

Пасха даёт обещание жизни. Троица – исполнение этого обещания. Это и есть итог Пасхи – не просто победа над смертью, а победа, ставшая нашей собственной жизнью.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *