Почему Единый Бог – Троица?

Почему Единый Бог – Троица?

Простой веры в Единого Бога недостаточно, чтобы это узнать. Почему Бог и не открывается как Любовь в других вероисповеданиях ? В Ветхом Завете Бог открылся как Единый и единственный, разрушая человеческие заблуждения о ложных богах.  Он дает людям закон, посылает пророков. Он может сопереживать, гневаться, радоваться, но остается бесконечно далеким от Своего творения.  В Исламе единый Бог, скрытый в своей неприступности и лишь издалека возвещающий свою волю через посланников, предстает в первую очередь как воля.

Где среди разных религий есть представление о том, что любовь Бога к людям столь сильна, что она приводит Самого Творца в мир людей и делает человеком? Единый Бог не открылся никому и нигде, как только в Своем единородном Сыне.

Совершенное единство Лиц основано на любви. Григорий Палама называет Духа «таинственной любовью Отца к Слову». Эта любовь, выражаемая через общую энергию, изливается на творение, оставаясь нераздельной: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Ин. 15:9). Троица — не логическая головоломка, а откровение о Боге, чье единство включает в себя вечный диалог Лиц.

Православное христианское богословие утверждает, что Бог не может быть сведен к абстрактной сущности. Он конкретен и существует как триединство Лиц: Отец, Сын и Святой Дух — нельзя мыслить Бога вне трех Лиц.

Термины, которые применяются для описания троичности Бога, «усия» (сущность) и «Ипостась» (Лицо) почти синонимичны, что подчеркивает неразрывность единства и различия в Боге. Как пишет святой Максим Исповедник, Божественная Сущность проявляется в «вечном движении в Любви» — взаимном общении Лиц.

Троица — это Святая Святых Божественной реальности, жизнь Бога, которая первична по отношению ко всему творению. Её невозможно постичь рационально, но можно принять через славословие и веру. Как поясняют богословы: «язык наш всегда неверен», когда мы говорим о Троице вне служения и поклонения.

Источником знания о Пресвятой Троице служит само Писание. По свидетельству апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» (Ин. 1:1).

Эти слова —  зерно, из которого произросло все троичное богословие.

Воплощение Сына открывает миру Его единство с Отцом: Христос — единородный Сын Отчий, Бог, равный Отцу.

Святой Дух также явлен в Писании как самостоятельное Лицо: Он «от Отца исходит» (Ин. 15:26), послан во Имя Сына (Ин. 14:26) и действует в мире. Отношения Лиц — «предвечное рождение» (Отец и Сын) и «исхождение» (Дух) — не противопоставляются, а взаимно дополняют друг друга.

Пролог Евангелия от Иоанна начинается словами «Слово было у Бога» — (Ин. 1:1). В тексте видно, что греческое «πρὸς», которое можно перевести на русский язык двумя способами «у» и «к», подчёркивает динамическое отношение между Отцом и Сыном: «Слово было к Богу», что раскрывает предвечное рождение Сына.

Евангелие от Иоанна также открывает роль Духа как третьей Ипостаси:

  • «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя… Духа истины» (Ин. 14:16–17);
  • «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14:26).
  1. Дух, будучи иным, чем Сын, послан Отцом во имя Сына, что указывает на их взаимосвязь в общении.
  2. Отношение Духа к Отцу раскрывается в словах: «Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26). Это исхождение отличается от рождения Сына, но утверждает их единство.
  3. Сын, воплотившись, соединился с человеческой природой, а Дух оживотворяет свободу человека. Оба посланные в мир Лица Святой Троицы вечно пребывают у Отца» (Ин. 1:1). Их равенство Отцу и сущностное тождество завершают представление о Троице как непостижимом и неизменном единстве.

История богословия знает две крайности, искажающие тайну Пресвятой Троицы. Унитаризм, который сводит Лица к временным «модусам» единой сущности. «Троица» — «чистая видимость», где Лица «поглощены природой». И тритеизм, котрый разделяет Лица на «разнородных богов». Отец отождествлялся с «Верховным Единством», а Сын и Дух становились подчинёнными «орудиями», лишёнными Божественной сущности. Арий радикализовал это, объявив Сына и Духа тварными, что превратило Троицу в «расколотую монаду», где Лица разделены «онтологической чертой» между тварным и нетварным.

Православное вероучение отвергает обе ереси, утверждая антиномию: «единство и различие» в Боге нераздельны. Догмат о единосущии (ὁμοούσιος), выработанный Святыми Отцами в IV веке, и стал ответом на эти искажения.

Воплощение Сына открывает суть учения о Троице. Христос, в воплощении соединив в Себе Божественную и человеческую природу, сделал возможным богопознание: «Человек смог увидеть во Христе Бога». Это событие — ответ на ограничения иудейского и языческого монотеизма: иудеи признавая личного Бога, отрицают Его природу, открывающуяся в Троице. Эллины мыслили безличный Абсолют, неспособный к воплощению.

Христианство, «освобождает человека от этих двух ограничений», утверждая, что Божественная природа «не “вне” Личности», а явлена в общении Лиц.

Учение о Троице в восточной богословской традиции не может быть сведено к абстрактным философским утверждениям. Как пишет Григорий Богослов, размышление о Боге — это религиозный опыт, где «не прежде я постигаю единство, чем просвещаюсь сиянием Трех».

Святые Отцы Каппадокийцы — Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, — разрабатывая в IV веке тринитарное богословие, исходили из учения о спасении: лишь полнота Божества во Христе и Духе делает возможным спасение. Если бы Сын не был единосущен Отцу, Воплощение не имело бы искупительной силы, а Дух, не будучи Богом, не мог бы освящать человека.

При совершении Таинства Крещения читаются слова Евангелия от Матфея: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28), подчеркивающие спасительное действие всех Трех Лиц.

Ключевым понятием в учении о Троице является «монархия» (единоначалие) Отца. Это не подчинение Сына и Духа, а утверждение личностного источника Божества.

Отец — «Божество-Источник» (по выражению Дионисия Ареопагита), от Которого «изливается» и тождественное Божество Сына и Духа.

Святой Григорий Богослов подчеркивает: «Они не разделены в воле, они не разделены в могуществе». Отец не существует вне связи с Сыном и Духом — Он вечно «Отец с Сыном», а Их единство исключает иерархию.

Западная латинская и восточная византийская традиции по-разному объясняли единство и различие в Боге. На Западе, вслед за Августином, отправной точкой стало единство сущности, а Лица определялись через «отношения». На Востоке, по словам святого Максима Исповедника, «Бог есть одинаково монада и триада». Византийцы подчеркивали ипостасные различия, сохраняя единство через общую энергию (действие) и взаимопроникновение Лиц: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11).

Конфликт вокруг вокруг выражения Filioque («и от Сына») отразил глубинное расхождение восточной и западной богословских традиций. Для Востока добавление этой фразы в Символ веры означало редукцию Бога к «простой сущности», абстрактному понятию бога философов, что противоречило опыту Троицы как живого общения.

Попытки «посчитать» Лица Троицы (1+1+1=3) ведут к заблуждениям. Святитель Василий Великий предупреждает: «Мы не считаем путем сложения… ибо мы не говорим: один, два и три».

Бог — равно Единица и Троица (преп. Максим Исповедник), где 1=3 и 3=1. Это «мета-математическое» единство исключает диады и противопоставления: «Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом».

Единый Бог — Троица, потому что Его единство не статично, а динамично. Оно выражается в вечном общении Отца, Сына и Духа, чьи ипостасные различия не нарушают сущностного тождества. Как писал протопресвитер Иоанн Мейендорф, без опыта Трех Лиц в истории спасения «мы не сумеем постичь их различности как единого Бога». Троица — это не абстрактная доктрина, а Живой Бог, открывающий Себя в Любви, сердце христианской веры.

Троица раскрывает Бога как Любовь, вечно пребывающую в общении Лиц. Единоначалие Отца, равенство Сына и Духа, воплощение и учение о личности — всё это подтверждает, что Единый Бог есть Троица. Как писал святой Григорий Богослов, «Божество нераздельное в Разделяющих» — эта антиномия призывает не к рациональному объяснению, а к славословию Того, Кто «объемлет человека» Своей неизреченной жизнью.

По слову святителя Филарета митрополита Московского, «Отец – любовь распинающая, Сын – любовь распинаемая, Дух – любовь торжествующая. Божественные имена суть излияния Божественной жизни; источает ее Отец, показует ее нам Сын, сообщает Дух».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *