Верили ли первые христиане в Троицу?

Верили ли первые христиане в Троицу?

Среди атеистов, мусульман, представителей секты свидетелей Иеговы, существует убеждение, что догмат о Пресвятой Троице – позднейшая выдумка и искусственный конструкт богословов, навязанный ими верующему народу по результатам первых Вселенских соборов (Никейского в 325 г. и Константинопольского в 381 г.). Сторонники этой точки зрения уверяют, что христиане первых веков не верили в Троицу и не исповедовали свою веру в Отца, Сына и Святого Духа.

Изображение Троицы, высеченное на камне

Иерусалим

I-II вв. н.э.

Однако многочисленные исторические источники, датированные I – нач.  IV века свидетельствуют об обратном. Что это за документы? Кто были их авторы? Довольно широкий круг лиц:

Во-первых, апостолы и мужи апостольские. Первые — непосредственные ученики Христа, как ближайшие 12, так и более широкий круг «апостолы от 70-ти». Всех их именуют «самовидцами Слова», т.е. теми, кто сам видел и общался со Христом, воплотившейся второй ипостасью Пресвятой Троицы. Другие – представители следующего за апостолами поколения христиан. Они жили и проповедовали в конце I – первой половине II вв., были младшими современниками, самовидцами, учениками, сотрудниками апостолов.

Во-вторых, христианские мученики II – начала IV вв.

В-третьих, учители Церкви, апологеты (защитники веры), жившие и учившие во II- начале IV вв.

Обратимся непосредственно к их свидетельствам.

Уже в одном из самых ранних и важных для христиан Писании — Евангелии, время создания которого определяется историками как вторая половина I в., мы находим изречения о Триедином Боге. Так, в первом по времени возникновения евангелии от Матфея (ок. 70 г.) запечатлены слова Господа Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19).

В посланиях святых первоверховных апостолов Петра и Павла также содержатся научения о вере в Троицу. Апостол Петр свое первое соборное послание начинает словами: «… по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1 Петр. 1, 2).

Апостол Павел также неоднократно свидетельствует в своих посланиях о вере в Триединого Бога. Благословение его, адресованное коринфским христианам (материковая Греция): «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13, 13) – стало одним из возгласов центрального момента главной христианской службы – божественной Литургии (время написания второго послания к коринфянам — 56 г.).

Первоверховные апостолы Петр и Павел.

Фрески в катакомбах св. Феклы.

2 половина IV в. – 1 половина V в. Рим.

Раннехристианский памятник сиро-палестинского происхождения «Дидахе», что значит – учение 12-ти апостолов (время создания 80-100 гг.), наставляет совершать крещение: «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Священномученики Игнатий Богоносец и Поликарп Смирнский, ученики апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, также свидетельствовали о вере ранних христиан в Троицу. Первый в своём послании магнезийцам (Малая Азия), написанном по пути на казнь, призывает свою паству: «старайтесь утвердиться в учении Господа и апостолов, чтобы во всем, что делаете, благоуспевать плотию и духом, верою и любовию, в Сыне и Отце и в Духе» (Магнезийцам, 13; время создания – до 117 г.).

Мученичество св.Игнатия.

Миниатюра из Минология Василия II.

X век, Ватикан

Свидетельства второго запечатлено безымянным автором письма «Мученичество Поликарпа Смирнского» (время создания – II в.): «Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленного и благословенного Отрока Твоего, Иисуса Христа, …Тебя хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю, чрез вечного и пренебесного Первосвященника Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Отрока, чрез Которого [да будет] слава Тебе – с Ним и со Святым Духом – и ныне и в будущие веки. Аминь».

Последующие поколения христиан-мучеников продолжили проповедью, страданиями и смертью свидетельствовать истинность своей веры в Единого Бога Троицу.

Это и святой мученик Иустин Философ (Рим), который в послании к императору Титу с целью защиты христиан повествует о крещении «во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого» (1 Апология, 61; время создания – ок. 150 г.).

Мученик Иустин Философ

Это и священномученик Киприан Карфагенский (Северная Африка), который поучает свою паству пребывать в мире и единении по примеру Святой Троицы: «Для Бога большая жертва – наш мир и братское согласие, народ, соединенный в единстве Отца и Сына и Святого Духа» (Книга о молитве Господней; время создания – 252 г.).

Это и священномученик Дионисий Александрийский (Египет), обличитель антитринитарных ересей Савеллия и Павла Самосатского, объяснявший, что «нераздельную Единицу мы распространяем в Троицу и неумаляемую Троицу опять соединяем в Единицу» (Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савеллия; время создания – между 247 и 265 гг.).

И многие другие.

Среди первых христиан, свидетельство которых о вере в Святую Троицу дошли до нас, были также и те, кто не стал мучеником или не был в священном сане, но их вклад в проповедь истинной веры высоко оценен, и они названы апологетами (защитниками) или учителями Церкви.

В качестве примера вспомним:

Климент Александрийский

  1. представителя Александрийской богословской школы Климента Александрийского (Египет), который свой труд «Педагог», посвященный Христу как воспитателю человечества, завершает благодарением Пресвятой Троице: «Теперь после столь торжественного признания славы Логоса, что остается нам сделать, как не обратиться к Нему с такой смиренной молитвой: «Будь милостив к Твоим чадам… проникни всех желанием собраться под мирное знамя Твоего царства… славословя, благодарить единого Отца и Сына, Сына и Отца, Тебя Сына в качестве Педагога и Учителя, со Святым Духом, Который собой представляет все в едином, в Котором все, через Которого все едино, через Которого вечность, Которого все мы состоим членами» (время создания – ок. 197 г.);
  2. христианского апологета II века афинского философа Афинагора, который за мастерство публичных выступлений получил прозвание «христианский Демосфен». Немецкий богослов XVIII века Готфрид Лумпер так оценил богословское наследие Афинагора: «Решительно ни один из древнейших отцов не учил так ясно о Боге – о единстве ипостасей и различии троических лиц, о рождении Сына и исхождении Духа Святого».

Помимо уже упоминавшихся видов исторических источников (Евангелия, апостольские послания, сочинения мучеников, апологетов, учителей Церкви), пожалуй, самым ярким доказательством того, что вера первых христиан в Триединого Бога не отличалась от того, что исповедовали святые отцы первых Вселенских соборов, и того, во что верят современные православные христиане, являются богослужебные тексты ранней Церкви, потому что, во-первых, этими словами молились все христиане ранней Церкви на общественной молитве, во-вторых, эти формулировки сохранились на протяжении тысячелетий и в настоящее время являются частью православного богослужения.

К примеру, в документе «Постановления апостольские», отражающем сирийскую богослужебную традицию I-III вв. мы встречаем следующие слова: «Ибо Тебе (Богу) всякая слава, почитание и благодарение, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и в непрестанные и безконечные веки веков». А вот окончание молитвы «Сподоби, Господи», являющейся неизменной частью православного вечернего богослужения, совершающегося в православных храмах и в наше время: «Тебе́ подоба́ет хвала́, Тебе́ подоба́ет пе́ние, Тебе́ сла́ва подоба́ет, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в».

Кроме того, до первых Вселенских соборов и утверждения единого христианского символа веры в Поместных Церквах имелись свои краткие исповедания веры, которые новые члены Церкви произносили при Святом Крещении. К примеру, изложение веры святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (современная Турция, г. Никсар) завершается словами: «ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица».

Можно приводить еще много примеров, но завершим последним, тем, что известно по всему миру в том числе и благодаря творчеству гениального русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Речь идет о древнем христианском песнопении «Свете тихий» (время создания середина II — начало III вв.), которое поется на каждом вечернем богослужении христиан вплоть до наших дней. Оно содержит обращение к Сыну Божию — Господу Иисусу Христу, благодарность за прожитый день и восхваление Бога-Троицы, выраженное в словах песнопения: «поём Отца, Сына и Святого Духа Бога». Композитор, полагая это песнопение на музыку, доверил именно эти слова солисту и тем самым выделил их на фоне остального текста, указав на саму суть веры первых христиан. Это древнейшее песнопение христианской Церкви звучит не только в церквях, но уже более века исполняется на концертных площадках в разных странах мира в составе цикла песнопений «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова, признанное музыкальным шедевром мирового уровня.

Песнопение можно прослушать по ссылке

В завершение отметим два важных обстоятельства, а именно: дошедшие до нас христианские тексты I – начала IV вв., содержащие исповедание веры в Отца, Сына и Святого Духа,

во-первых, имеют обширную географию происхождения (Ближний Восток — Кесария Палестинская (между современным Тель-Авивом и Хайфой); Европа – Рим, Афины, Лугдун (современный Лион), Филиппины Македонские (современный г. Филиппы в Македании); Малая Азия – Неокесария Понтийская (современный г. Никсар в Турции), Антиохия (современный г. Антакья в Турции); Северная Африка – Александрия (Египет), Карфаген (современный г. Картаж в Тунисе); а также Сирия, Ливан и др.);

во-вторых, запечатлели одни и те же смыслы и их формулировки на языках, имевших широкое распространение в тогдашней ойкумене: древнегреческий, латинский, арамейский, сирийский.

Всё это исключает предположения о возможной их фальсификации и свидетельствует о том, что богооткровенная истина о Триедином Божестве проповедуется Церковью с момента ее возникновения в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов в Сионской горнице в Иерусалиме на 50-й день по Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, и до настоящего дня.

Подробнее по этому вопросу читайте в статье «Где сказано, что Иисус Христос Бог и причем здесь Бог Троица?»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *