скачать версии буклетов для печати
Что такое «грех»? — «Грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4). Грех – это преступление, нарушение заповедей Божиих. Если посмотреть глубже, русское «грех» на языке Евангелия (греческом) звучит как «хамартиа», на иврите – «хет» — буквально – «промах, попадание мимо цели, осечка».
Греша, человек пытается найти счастье в деньгах, власти, удовольствиях. Это — ошибка. Человек будто пускает стрелы мимо мишени. Грешник идёт против заповедей Божиих и в итоге оказывается без Его благодати.
Как отравленная пища, грех показывает себя сладким и ароматным перед вкушением и во время совершения греха, а в итоге приводит к расстройству духовного здоровья и даже духовной смерти.
Грех – измена обетам, данным Богу при крещении самим человеком или его крестными, измена Богу.
Почему все люди грешат, почему в нас действует эта как бы врожденное стремление ко греху? По той же аналогии с едой, почему многие люди не питаются в меру, здоровой пищей, а объедаются, или едят очень сложно приготовленные вкусные блюда, забывая о том, как они в итоге повлияют на здоровье.
Церковь учит, что мы — потомки Адама. По своей свободной воле Адам согрешил, в результате изменилась человеческая природа, она стала склонной ко греху. Все потомки Адама носят в себе склонность ко греху в виде греховного желания – «похоти». Падшая человеческая природа — первая причина греха.
Господь воззвал Адама к покаянию. Но вместо этого он переложил вину на свою жену Еву и даже на Самого Бога. «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12).
Это очень похоже на нас. Если мы сделали что-нибудь плохое, все вокруг становятся виноваты: близкие, чужие, государство, погода и даже Бог; а я — хороший и правильный.
Второй причиной склонности ко греху является сам мир, который мы построили на своих греховных привычках. Живя в мире, человек подвергается постоянным соблазнам, которые разжигают стремление ко греху.
Третья причина – духовный мир, его тёмная сторона: дьявол и его слуги – падшие ангелы.
Также причиной греха является воспитание ребенка родителями без Бога, без Церкви.
Если грех совершается постоянно, он становится привычкой – страстью, от которой, порой, человек уже не в силах отказаться, даже если захочет.
Что мы можем сделать против греховных наклонностей? – Покаяться.
Слово «покаяние» многие слышали, но мало кто задумывался о его сути. Покаяние (на греческом – «метанойя») буквально означает «перемена ума, мыслей».То есть, покаяние — это не просто вспоминание своих грехов и привычек, а твердое желание исправиться, оставить грехи и заменить их противоположными им добродетелями.
Это трудно, но именно искреннего раскаяния ждет от нас Бог. Если мы обратимся ко Христу за помощью, Он нам обязательно поможет.
Особую благодатную помощь человек получает в храме приступая к Исповеди.
Исповедь – Таинство Православной Церкви, в котором искренне исповедующий свои грехи при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом.
После принесения покаяния важно не возвращаться ко греху. «Как пес, когда возвращается на свою блевотину, бывает мерзок, таков неразумный, возвращающийся по своей злобе на свой грех» (Прит. 26:11).
Есть ряд проверенных средств, которые помогут нам после покаяния остаться на пути добродетели:
- не прекращать молитвенную связь со Христом;
- начать читать со вниманием Евангелие, а после и всё Священное Писание (Библию). Читать необходимо с авторитетными объяснениями (толкованиями);
- читать «Жития святых»» : так мы учимся бороться с грехом на примере святых людей, берём с них пример, призываем святых себе в помощь;
- иметь страх Божий: «Начало премудрости – страх Господень» (Псал. 110:10), осознать, что Бог — Всеведующий. Бог видит и слышит нас всегда: «Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Псал. 93:9). Бог видит наши мысли, слова и дела. Живя с чувством вездеприсутствия Божия, мы положим преграду греху;
- размышлять о том, что Христос был мучим, распят и умер на Кресте за наши грехи. Греша, мы вбиваем гвозди в руки Христа, участвуем в Его распятии;
- помнить о смерти: вдруг именно сегодняшний день станет последним в моей жизни… А ведь такое может произойти. «Во всех делах твоих помни о конце твоем и вовек не согрешишь» (Премудр. Сир. 7:39);
- стремиться отсекать грех на уровне прилогов помыслов, не доводя грех до внутренней беседы с помыслами, воображения, появления греховного чувства, желания совершить грех на деле;
- беречься от малых грехов, тогда не позволим себе и больших;
- не ходить в места, где собираются грешники: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Псал. 1: 1-2), не подражать дурным примерам;
- стараться практиковать регулярную исповедь в храме, не реже одного раза в месяц.
Файлы для скачивания: