Как отличить истинную Церковь Христа от тех общин, которые сами сделали себе вывеску «Церковь»?
Главой Церкви является Христос: «Он есть глава тела Церкви» (Кол.1:18). Как у одной головы – одно тело, так и у Христа – одна Церковь. Церковь создал Сам Христос через своих учеников – Апостолов: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Церковь Христова ведет свое начало с I века от Р.Хр. Общества, которые возникли позже сами по себе и присвоили наименование «Церковь», но не являются результатом расширения и преумножения той самой Апостольской Церкви, отделяют себя от Церкви по разным соображениям, – заблуждаются. Таковы, например, лютеране (16 в.), баптисты (17 в.), мормоны (19 в.), адвентисты (19 в.), иеговисты (19 в.), пятидесятники (20 в.) и т.п.
Теоретически толковать Библию можно по-разному, поэтому в истории и возникли вышеуказанные и другие общества, отделившие себя от Апостольской Церкви. Каждый из их лидеров счел именно себя правильно толкующим Библию, озаренным свыше Духом Святым, а других – неправильно понимающими Священное Писание.
Как же отличить подлинную монету от фальшивой, Церковь от самозванцев? Важнейшим и центральным, вполне проверяемым критерием является епископ. Епископ – это человек, принявший рукоположение от епископов, рукоположения которых восходят к самим Апостолам, что подтверждается историческими и другими документальными источниками.
Епископ избирается Богом. Священство – не человеческое, но Божественное установление в Церкви: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4). Апостолы не сами себя избрали, но их выбрал из числа других учеников Сам Христос: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк. 3:14). Сам Господь поставил «одних апостолами… иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения» (Еф. 4: 11-12). Избрание на столь высокое служение – не просто результат желания человека или выборов общины (что мы видим у протестантов), но предполагает утверждение свыше: «Не вы меня избрали, а Я избрал вас и поставил вас» (Ин. 15:16). «Внимайте себе и стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20:28).
После смерти Апостолов единство Церкви созидают рукоположенные ими епископы. Епископ в переводе греческого буквально «надзиратель, страж, блюститель». Необходимость епископского служения обусловлена глубочайшими вероучительными положениями: как один мир создан и управляется Единым Богом, в соответствии с законами, а не хаотично, так и у Церкви один глава – Христос. В Церкви должен быть порядок: «Только всё должно быть благопристойно и чинно (1Кор. 14:40).
Поэтому отвергающий видимого епископа, отвергает вместе с ним и невидимого Бога.
Свобода верующих не должна приводить в расколам, к нарушению заповеданного Христом единства: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). Это единство невозможно без подчинения единому организующему и централизующему началу – епископу. Если каждый будет жить, верить, молиться, толковать Библию сам по себе, как он это чувствует, считает, понимает, а не в согласии с епископом и двухтысячелетней церковной традицией, это неминуемо приведет к отделению от Церкви, к расколу (что порой и происходит). Раскол же неугоден Христу, молившемуся Отцу о единстве Его учеников. Расколы в среде христиан – соблазн для неверующего мира, фактически это – антимиссия.
В ряде протестантских общин епископа «посвящают» пресвитеры и (или) рядовые члены общины. В древности это называлось грехом самосвятства. Практика Древней Церкви однозначна. «Епископа да рукополагают два или три епископа» (Правило 1-е святых Апостолов). «Многие епископы, собравшись, да поставляют епископа. А по нужде три епископа, в каком бы месте ни были они, по повелению первенствующего, да поставят епископа» (Правило 13-е Карфагенского Собора 419 г.).
Но протестанты могут сказать: а если епископ грешит, разве это не повод отделиться от него? – Нет! Святость Церкви, ее единство и стройность управления не нарушаются присутствием в ней грешников, в том числе и среди епископов и пресвитеров: «Что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак» (Рим. 11:17-18). Написано: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим. 5:17). Значит, другим – тоже честь, даже если и не сугубую. Иерархическая структура Церкви очевидна при прочтении всей 3-й главы 1-го послания к Тимофею.
Посвящение в иерархические степени происходит в Церкви через епископское рукоположение. Тимофей был поставлен с «возложением рук священства» (1Тим. 4:14). Рукополагать пресвитеров Апостол Павел поручил тому же Тимофею – своему ставленнику и ученику, а не простым членам общины (1Тим. 5:22). Павел писал Тимофею: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим. 1:6). Так происходило и с другими пастырями: «Павел с Варнавою проходили Листру, Иконию и Антиохию; рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу» (Деян. 14:21-23).
Много искренних слов писал о значении епископа в Церкви священномученик Игнатий Богоносец (+ нач. II века).
В правление императора Траяна (98—117) Игнатий был арестован в Антиохии и препровожден в Рим, где ему, как он понимал, предстояло принять мученическую смерть за Христа. Следуя под конвоем в столицу, он писал письма христианским общинам. Фрагменты некоторых из этих сохранившихся до нашего времени драгоценных писем мы приводим ниже.
«Следует всячески славить Иисуса Христа, который прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно, чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем» (Ефесянам, 2 гл.).
«Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится. Постараемся же не противится епископу, чтобы нам быть покорными Богу» (Там же, 5 гл.).
«И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а, по силе Бога Отца, оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах ваших, что они не смотрят на видимую молодость его, а как богомудрые повинуются ему, впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех. Итак в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но невидимого» (Магнезийцам, 3 гл.).
«Посему, как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собой, ни чрез Апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе» (Там же, 7 гл.).
«Только та евхаристия должна, почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (Там же, 8 гл.).
«Почитающий епископа, почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит дьяволу» (Там же, 9 гл.).
«Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего» (Филадельфийцам, 3 гл.).
Епископ Игнатий Богоносец засвидетельствовал твердость своей веры смертью: он был отдан язычниками на растерзание львам в Риме на арене Колизея за веру во Христа.
Приведем фрагменты о значении епископа в Церкви из Послания другого мужа Апостольского, священномученика Климента (+ 101 г.), бывшего епископом Рима в 90-е гг. I в.
Святой Климент писал христианам г. Коринфа, устроившим мятеж в своей общине: «И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (1-е Послание к Коринфянам, 44 гл.).
«Итак, вы, положившие начало возмущению, покоритесь пресвитерам и примите вразумление к покаянию, преклонив колена сердца своего. Научитесь покорности, отложивши тщеславную и надменную дерзость языка. Ибо лучше вам быть в стаде Христа малыми и уважаемыми, нежели казаться чрезмерно высокими и лишиться упования Его» (Там же, 57 гл.).
Активная миссионерская деятельность Климента Римского вызвала гнев императора Траяна. Мученик не отрекся от Христа, и язычники утопили его в море с якорем на шее.
Призываем всех раскольников, сектантов, протестантов, а также не принадлежащих ни к какой конфессии, говорящих, что они имеют Бога «в душе», покаяться в отделении от основанной Христом через Апостолов Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), присоединиться к Церкви в заповеданном Христом единстве (см.: Ин. 17:21).
Так хочется, чтобы окружающие нас неверующие люди видели не разделенных христиан (и соблазнялись этим), а наблюдали среди христиан удивительную и отсутствующую в мире сем «любовь между собою» (Ин. 13:35), и, будучи пораженными такой нашей любовью, приходили ко Христу!