скачать версии буклетов для печати
Дорогие крестные родители!
Позвольте вас поздравить и выразить признательность за участие в таком важном и большом деле, как Таинство Крещения. Велика помощь, которую вы оказываете своему крестнику в этом Таинстве и, поистине, Господь видит, какое благое дело вы готовитесь совершить.
Достаточно часто возникает вопрос: кто такие крестные родители? Постараемся ответить.
Как мать и отец учат своих детей, кормят, лечат и одевают, так духовные (крестные) родители принимают участие в духовной жизни своих крестных детей. И это хороший повод для всех проявить все свои лучшие качества.
Самое главное, что Господь требует от крестных родителей, — веру. Многим кажется это само собой разумеющимся, они думают, что вера у них есть. Но при ближайшем рассмотрении вера духовных родителей может ограничиваться церковным обрядом, и это тоже, конечно, хорошо, что вы в нем участвуете, но…. Дорогие наши крестные родители! Именно от вас зависит, как пройдет таинство Крещения для вашего духовного сына или дочери. Участвовали ли вы когда-нибудь в таинствах Исповеди, Причастия, живете ли вы духовной жизнью, знаете ли «Символ Веры», исполняете ли заповеди Христа?
Приступая к крещению ребенка, крестным родителям необходимо знать следующее:
Церковь крестит детей по вере взрослых, которые являются поручителями в духовном воспитании. Поэтому перед Крещением необходимо как крестным родителям (восприемникам), так и родным родителям ребенка (которые будут проводить с ребенком в жизни основное время), принять участие в так называемых огласительных беседах, или собеседованиях со священником. Именно во время таких бесед будущие крестные родители узнают то, чему в дальнейшем им предстоит научить ребенка, — основы православной веры и нравственности.
Целью собеседования является возрастание в православной вере крестных родителей. Необходимость иметь во время Крещения ребенка крепкую веру связана с тем, что благодать Божия, которую мы просим Бога дать ребенку при Крещении, сходит не в одинаковой мере на всех крещающихся, но — в зависимости от степени веры и желания жить по заповедям Христа. «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). Об этом пишет и святитель Кирилл Иерусалимский: «Мы, служители Христовы, каждого приемлем и, состоя в звании как бы привратников, оставляем дверь незатворенной для всех… Выйди сегодня благовременно и взойди завтра заблаговременно … Если же ты останешься в злом произволении своем, то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но Дух не примет».
Крещение — это духовное рождение в жизнь вечную от воды и Духа Святого. Оно совершается над человеком всего один раз в жизни. Ибо «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5). Святитель Кирилл пишет: «Нельзя принимать Крещение дважды или трижды; иначе можно бы было сказать: в первый раз оно было для меня бесполезно, так в другой поправлю. Напротив, если в первый раз было без пользы, то не поправишь».
Уместно вспомнить, что и физическое рождение детей у всех проходит по-разному, после родов дети получают разные баллы по шкале Апгар (от 0 до 10). Не так ли происходит и при Крещении, раз оно подобно рождению?.. На практике священники, к сожалению видят, что после Крещения далеко не всех крещеных детей приносят ко Причастию, воспитывают в христианской вере и заповедях Божиих, в результате не все крещеные ведут христианский образ жизни.
Поэтому подойти к такому важному моменту надо ответственно, позаботившись не только о своем праздничном внешнем виде, но и о красивом внутреннем состоянии — благоговении, глубокой вере во Христа, чистоте души, искренней молитве. И можно сравнить Крещение со спортивным соревнованием, в котором спортсмену дается всего одна попытка, один единственный подход. Естественно, в таком случае подойти к этому надо, тщательно подготовившись.
Что происходит во время Таинства Крещения? Значение нашего личного отношения к Таинству.
Таинство Крещения положено совершать только при условии дальнейшего воспитания младенца в Православной христианской вере его родителями и крестными. Совершается Крещение во имя Единого Бога, Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Крещение – это погружение в воду, символически означающее собой смерть для старой жизни во грехе и рождение для новой жизни с Богом, по Его благим заповедям. Это соединение с Крестом Христа, с Его искупительным подвигом.
Если крестится взрослый, он сам должен иметь такие мысли, погружаясь в купель. Если крестится ребенок, такие мысли следует иметь его крестным родителям. Если мы погружаемся в купель Крещения в духе отвращения и ненависти ко греху и любви ко Христу и Его заповедям, тогда все прежние грехи прощаются. Мы силой Святого Духа воскресаем к новой жизни. Человека осеняет божественная благодать. В этом смысл погружения в освященную воду с призыванием имени Святой Троицы.
Во время таинства Крещения в определенный момент крестные родители отрекаются от сатаны и сочетаются Христу. Поэтому крестным родителем может стать только тот, кто сам живет со Христом, соблюдает заповеди Божии (см. буклет № 16), верит в существование диавола, борется с грехом. Спасение от рабства греху и диаволу, прощение грехов, вечную жизнь с Богом мы получаем в Крещении, как дар Божий, в силу искупительного подвига Христа Спасителя.
Почему Православная Церковь крестит младенцев?
Крещение служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением». Для некрещеного эта дверь закрыта. Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3.5).
Практика Крещения маленьких детей известна в Церкви с самого ее основания, в семьях верующих христиан крестились все, как сказано, «все домашние», «весь дом» (Деян. 11:14; 16:15,33; 1Кор. 1:16), священники обязаны были иметь детей «верных» (Тит. 1:6).
Священномученик Киприан писал от имени Карфагенского Собора 252 г. епископу Фиду: «Все мы за лучшее почли ни одного родившегося человека не лишать милосердия и благодати Божией… Если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется прощение и благодать; то тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти».
Святитель Григорий Богослов, несмотря на то, что сам крестился во взрослом возрасте, писал: «У тебя есть младенец? — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу» (Слово 40. На Святое Крещение).
Что взять с собой на Крещение?
Из материальных вещей, о которых следует позаботиться крестным родителям и принести на Крещение ребенка, следует отметить:
- Каноничный православный крестик (обратитесь за консультацией в церковную лавку храма).
- Гайтан для крестика (веревочку с застежкой).
- Большое полотенце.
- Несколько свечей.
- При желании – крестильную одежду для ребенка, традиционно – белого цвета.
- Просим внести в церковную лавку пожертвование (средства пойдут на нужды храма: электроэнергию, уборку, ремонт, иконы, роспись, строительство, зарплаты сотрудников, социальную помощь, на епархиальные и общецерковные проекты).
После Крещения
Итак, ребенок принял Крещение. Таинство совершилось, но на этом помощь крестных родителей не заканчивается. Крещение – это только начало спасительного пути. Как посеянное семечко – начало роста дерева, от которого мы ждём плодов. Чтобы дерево выросло и дало плоды, его регулярно поливают, за ним ухаживают. То же самое и с крещеным ребенком. Благодать, посеянную в Крещении, крестным родителям необходимо взращивать молитвой о ребенке, чтением с ним детской Библии и других православных детских книг, регулярным хождением в храм на Причастие, обучением ребенка заповедям Божиим в теории и на собственном примере.
Основы православной веры, которые обязан знать каждый крестный, изложены в кратком и точном тексте – «Символе веры». Он по традиции поется всем храмом на каждой литургии. «Символ веры» читают вслух крестные родители во время Крещения ребенка.
Если крестные родители не имеют возможности принимать дальнейшее участие в жизни ребенка, они могут помогать ему своими молитвами, которые слышит Бог.
СИМВОЛ ВЕРЫ
По-церковнославянски | Перевод на русский |
1. Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. | 1. Верю в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. | 2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного у Отца, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено. |
3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. | 3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. |
4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. | 4. Распятого же за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного. |
5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. | 5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям. |
6. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. | 6. И восшедшего на небеса, и сидящего в силе Отца. |
7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. | 7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. |
8. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. | 8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, Которому кланяемся и прославляем с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. |
9. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. | 9. В одну святую, соборную и апостольскую Церковь. |
10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. | 10. Признаю одно крещение для прощения грехов. |
11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, | 11. Ожидаю воскресения мертвых |
12. И жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь. | 12. и жизни будущего века. Истинно так. |
Чтобы без ошибок читать «Символ веры», Вы можете ниже прослушать его правильное прочтение. Обратите особое внимание на ударения.
Основные вопросы и ответы по «Символу веры»:
1) Святая Троица — Кто это?
Святая Троица — это наш Бог: Отец и Сын и Святой Дух. Бог любви, мира, совета, согласия. Эго не три Бога, но Один Триединый Бог. Христос повелел крестить людей не во имя какого бы то ни было святого, хоть и великого, но во имя самого Бога Любви: «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
2) Кто такой Иисус Христос?
Иисус Христос — это Единая Личность, в Которой непостижимым для нас образом соединились две природы — Божественная и человеческая. Он — воплотившийся Сын Божий. Сойдя с Небес, Он навеки воспринял в Свою Божественную Личность человеческую природу (дух, душу и тело). С момента воплощения Сына Божия мы называем Его Иисусом Христом. Христос — истинный Бог. Одновременно Он — истинный человек.
3) сколько у Бога Церквей?
У единого Бога может быть только «едина», то есть одна Церковь — общество людей, правильно верующих в Бога и ведущих правильную духовную жизнь. Очевидно, что Церковь должна быть именно той самой, которую основал Христос через Апостолов — своих ближайших учеников, т. е. вести свой начало с I века. Это и есть Православная Церковь.
Рекомендации:
- Если ребенок старше года и у родителей есть возможность хотя бы раз-другой принести его в храм до Крещения, рекомендуем это сделать, чтобы малыш привык к храму и потом не боялся незнакомого места.
- По договоренности со священником решается вопрос о фото- и видеосъемке, а также о присутствии во время Крещения родной мамы ребенка.
- По завершении Таинства возьмите свидетельство о Крещении в церковной лавке храма.
- После Крещения, в самое ближайшее время, следует принести ребенка на таинство Причастия (см. буклет № 9). О времени Причастия вам подскажут в церковной лавке. Позаботьтесь о регулярном участии нового члена Церкви в Таинстве Причащения, приносите ребенка в храм на Литургию хотя бы раз в месяц для его блага.
Еще раз поздравляем вас, дорогие крестные родители, с праздником вступления нового человека в Вечную жизнь с вашей помощью!
Храни вас Господь!