Буклет № 16 «Заповеди Божии»

 

«Ибо это есть любовь к Богу

 чтобы мы соблюдали заповеди Его;

и заповеди Его не тяжки»  (1Ин. 5:3)

Дорогие братья и сестры! Поразмышляем о заповедях — тех законах, о которых мы часто слышим, но не всегда мы понимаем, почему они важны. Мы вспоминаем о них в разговоре, в общении, при упоминании каких-то поступков, слышим в теле- и радиопередачах.

В мире есть физические законы, нарушение которых может привести к необратимым последствиям, и мы хорошо знаем об этом (прыгать с пятого этажа, браться руками за оголенный провод под напряжением, ездить на автомобиле с превышением скорости). И есть в мире духовные законы, нарушение которых так же очень опасно для человека.

Когда у нас все хорошо, мы радуемся нашей жизни, здоровью, успехам своим и близких,  живем в этой радости. Но так бывает не всегда, а у некоторых даже редко. И тогда мы думаем: почему же случилась беда, почему нет настроения, пришла болезнь, нет успеха в работе? И это не самые большие беды, к которым может привести нарушение духовных законов.

Дав нам заповеди, Бог не пытается наложить на нас бессмысленные ограничения. Он хочет, чтобы мы не попали в духовную беду и были счастливы, и могли избежать многочисленных вполне реальных бед, которые могут произойти с нами из-за незнания законов духовного бытия. Хочет, чтобы мы могли так же успешно применять знание заповедей в нашей жизни, как и знание физических законов.

Заповеди – это духовные законы, правила и ориентиры, которые Бог дал людям. Соблюдая эти духовные законы, человек может жить счастливо, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим. Исполняя или не исполняя заповеди, мы с вами выбираем между добром и злом, даже не зная содержания заповедей, а ведь незнание закона не избавляет от ответственности. Человек сам делает выбор между добром или злом, просто живя своей обычной жизнью. И как следствие неправильного выбора – могут появиться проблемы и беды.

Содержание Декалога (Десяти заповедей, данных Богом Моисею)

Всего Бог дал нам Десять заповедей (Декалог) через пророка Моисея на двух каменных досках на горе Синай (Исход 20:2-17). Первые четыре заповеди говорят о правильных взаимоотношениях между человеком и Богом, последние шесть — о правильных взаимоотношениях между людьми. Первые четыре заповеди побуждают нас любить Бога, последние шесть — любить человека. В основном эти заповеди – о правильном поведении человека. Обратите внимание, что только последняя, десятая, заповедь говорит о внутреннем состоянии души. Изложим эти заповеди, пояснив некоторые из них:

  1. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

Эта заповедь — о единобожии, монотеизме. Православному христианину не следует увлекаться другими религиями, практиковать их.

  1. «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

Эта заповедь – против идолопоклонства, амулетов, суеверий.

  1. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Имя Бога надо высоко ценить и не допускать бессмысленного произнесения его между делом, в шутках, играх, бытовых разговорах, например: «О, Господи», «Бог ты мой» и т.п.

  1. «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему».

В христианскую эпоху днем, в который следует уделять особое внимание молитве, богомыслию, участию в богослужении в храме, является воскресенье.

  1. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
  2. «Не убивай».

      К убийствам относятся и аборты (см. Буклет № 4).

  1. «Не прелюбодействуй».
  2. «Не кради».
  3. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Эта заповедь предписывает не клеветать и не передавать непроверенных слухов о людях.

  1. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Говоря просто, эта заповедь предписывает не завидовать никому и ни в чем.

 

Многие люди думают, что, к примеру, не убивая и не воруя, они уже ведут богоугодную жизнь. Это не совсем так. Соблюдая заповеди Моисея, мы поднимаемся всего лишь до минимальной планки благочестия. В основном мы слышим в заповедях: «не делай того, не делай этого», как перечисление конкретных проступков. И кратко весь закон Моисея Христос свел к двум заповедям: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Нельзя, любя, совершать плохие поступки в отношении того, кого любишь.  

 

Содержание Блаженств

Когда Христос пришел на землю ради нашего спасения, то Он в Нагорной проповеди (см.: Мф. 5-7 гл., Лк. 6:17-49), не отменяя Десяти заповедей, возводит наш ум к их более высокому пониманию. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Иногда, по аналогии с Десятью заповедями, перечисление Христом «блаженств» в Нагорной проповеди называют «заповедями блаженства». Но, во-первых, Нагорная проповедь намного шире «блаженств» по объему и содержанию, во-вторых, в «блаженствах» нет четко осязаемых предписаний, правил, они дают скорее направления и ориентиры для нашего внутреннего состояния. Блаженства говорят нам, какие добродетели приближают нас к Богу. Они рассказывают, как достигнуть благостного состояния души и блаженной вечности с Богом. Итак, познакомимся с Блаженствами:

  • Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Здесь Господь призывает нас быть духовно скромными, смиренными, даже если мы делаем много добра. Кто сам считает себя духовно богатым, «глубоко верующим», тот духовно болен гордыней.

  • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Искренне осознавший свою духовную нищету человек, плачет пред Богом о своем состоянии.

  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Видя покаяние, Господь даст покой душевный и мир. Такой человек не превозносится, не гневается на других, не принимает близко к сердцу обиды, зло, досаждения от кого бы то ни было.

  • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Прежде всего, необходимо искать правду Божию в себе самих. Этим отличается устроение христианина от революционера, который все внимание обращает на установление справедливости в обществе, поэтому отличается отсутствием мира в собственной душе.

  • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Ваше милосердие к людям не останется без ответного милосердия к Вам, как со стороны Бога, так и других людей.

  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Чистота сердца – хранение его от злобы, осуждения, блудных, завистливых ощущений. Когда сердце привязано к материальному, плотскому или кипит гневом, оно не способно увидеть Бога и приблизиться к Нему, как пылевая буря заслоняет солнце.

  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Здесь говорится о тех, кто не только сами живут со всеми в мире, но и примиряют враждующих. Они поступают по примеру Христа.

  • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Переносить поношения и гонения очень трудно. Господь утешает гонимых за веру и добродетель, обещая им вечное блаженство.

 

Кратко нравственное учение Нагорной проповеди Христос изложил так: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). При этом, у нас нет основания требовать от других выполнения данного принципа по отношению к нам, так как у людей всегда есть свобода выбора между добром и злом.

Призывы Христа в Нагорной проповеди не имеют пределов. Двигаясь по указанным Им ориентирам, невозможно сказать: вот я исполнил, достиг, совершил. Нет предела христианскому совершенству. И это прекрасно!

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Кроме Блаженств, обратим внимание и на другие, не менее важные моменты христианского нравоучения.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).

«…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2).

«…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

«…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19:21).

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21).

Если человек действительно полюбил всем сердцем Бога, а ближних — как самого себя, он будет, не задумываясь, органично и естественно жить в соответствии с заповедями Божиими.

Живя с Богом, стараясь исполнять Его заповеди, мы получим превосходящую всякое  разумение награду от Того, Кто обещает нам: «Мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют Вам в лоно Ваше» (Лк. 6:38)!





протоиерей Димитрий Кравченко

Оставьте свой комментарий:

Войти с помощью: 

Комментарии (0):


Вход

Войти с помощью: 
»