Буклет № 17 «Ученые о вере в Бога»

Не так давно в нашей стране рушились храмы и монастыри, верующие люди объявлялись душевнобольными, звучали громкие заявления, что наука и религия несовместимы. Насколько справедливы такие утверждения? Обратимся к фактам.

 

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ (16231662) — французский математикфизик,  богослов, писатель. Один из основателей математического анализатеории вероятностей, автор основного закона гидростатики. В его честь названа единица измерения давления. После 1654 году Паскаль ради всецелого служения  Богу уединился в монастыре Пор-Рояль.

 

«Главные ваши болезни – это гордыня, отрывающая вас от Бога, и похоть, привязывающая вас к земле» (Паскаль, Блез. Мысли. — М., 2019. С.156).

«Предположение, что апостолы были обманщиками, нелепо. Продолжим его до конца, представим себе, как эти двенадцать человек собираются после смерти Иисуса Христа  и сговариваются сказать, что Он воскрес. Они бросали этим вызов всем властям» (Там же. С.232).

Известно знаменитое «пари Паскаля». Его суть такова: если мы даже в точности не знаем, есть Бог или нет, то верить в то, что Он есть, более рационально, так как, если после смерти это окажется правдой, цена выигрыша бесконечно велика – блаженная вечная жизнь с Богом. Если же окажется, что Бога и жизни после смерти нет, то и верующий, и неверующий ничего не выигрывают и не теряют. Поэтому разумнее сделать ставку на веру. Каждый из нас, хочет он или нет, уже в игре: время приближает итог.

ИСААК НЬЮТОН (1642-1727) — английский физикматематик,  астроном, Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики. Президент Лондонского королевского общества. В его честь названа единица измерения силы. 

 

Ньютон был глубоко верующим человеком. Основным вопросом, занимавшим Ньютона в сфере богословия, была личность Иисуса Христа, Его природа и взаимоотношение с Богом Отцом. Также он написал целое исследование «Наблюдения о пророчествах Даниила и Апокалипсиса», изданное уже после его смерти. Ньютон разделял науку и религию только с точки зрения разной методологии исследований. Также он был убежден, что деятельность учёного должна основываться на религиозных и моральных принципах, главными из которых являются любовь к Богу и любовь к ближнему, поэтому ученому не следует заниматься разработками в сфере вооружений.

 

М.В. ЛОМОНОСОВ (1711-1765), российский ученый-энциклопедист, в честь которого назван Московский государственный университет.

«Я долго размышлял и долго был в сомненье,
Что есть ли на землю от высоты смотренье;
Или по слепоте без ряду всё течет,
И промыслу с небес во всей вселенной нет.
Однако, посмотрев светил небесных стройность,
Земли, морей и рек доброту и пристойность,
Премену дней, ночей, явления луны,
Признал, что божеской мы силой созданы»

 «Явление Венеры на Солнце…» (СПб., 1761. С.16).

«…физические рассуждения о строении мира служат к прославлению Божию и вере не вредны»  (Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 4. М.-Л.: Изд. АН СССР. 1952. С. 373).

 

ЧАРЛЬЗ ДАРВИН (1809-1882) — английский натуралист и путешественник, автор теории эволюции живых организмов.

Свой главный научный труд «О происхождении видов» Дарвин завершает такими словами: «Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм» (Дарвин Чарльз. О происхождении видов. 1859. Заключительные замечания).

Похоронен Дарвин в Вестминстреском аббатстве.

 

МЕНДЕЛЬ, ГРЕГОР ИОГАНН ( 1822 – 1884) – знаменитый австрийский биолог, монах-августинец, аббат монастыря, в саду которого он проводил свои опыты с горохом. Основоположник учения о наследственности, открывший закономерности наследования моногенных признаков.

 

В отличие от Паскаля и Ньютона, все труды Менделя («Опыты над растительными гибридами»,  «О некоторых бастардах Hieracium, полученных искусственным оплодотворением» и др.) посвящены исключительно ботанике. По сложившемуся к тому времени формату научных исследований он не пишет в них о Боге, а отдельных работ по богословию он по природной скромности не писал. Тем не менее, сохранилось официальное письмо епископу графу Шафготчу от настоятеля монастыря Святого Томаша прелата Наппа, свидетельствующее о  христианском образе жизни Менделя: “… образ жизни имеет богобоязненный, воздержанием и добродетельным поведением, его сану полностью соответствующим, сочетающимся с большой преданностью наукам… “

 

МАКС ПЛАНК (1858-1947) – Нобелевский лауреат, один из создателей квантовой механики, сформулировавший квантовую теорию света, в его честь названа основная константа квантовой теории (постоянная Планка).

 

В докладе «Религия и естествознание» (май 1937): «… для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов». (Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. — №8 — 1990.  С. 35).

 

АЛЬБЕРТ ЭНШТЕЙН (1879-1955)Нобелевский лауреат, создатель специальной и общей теорий относительности.

В Бога как Личность и в жизнь после смерти Эйнштейн не верил. Однако, он не был и атеистом.  В письмах японским учёным в 1929 году он писал: «Несомненно, это убеждение о рациональности и упорядоченности мира, которое сродни религиозному чувству, лежит в основе всех научных работ более высокого порядка… Это убеждение связано с глубокой верой в Высший разум, который показывает себя в мире опыта, представляет мою концепцию Бога. В обиходе это может быть описано как «пантеизм» (Спинозы)» (Einstein Albert. Ideas And Opinions. — Crown, 2010).

Представляет интерес мнение Эйнштейна об Иисусе Христе, которое было высказано в его интервью американскому журналу «Субботняя вечерняя почта»:
— Верите ли Вы в исторического Иисуса?
— Разумеется! Невозможно, читая Евангелие, не почувствовать реальное присутствие Иисуса. Его личность дышит в каждом слове. Никакой миф не обладает столь мощной жизненной силой.

(The Saturday Evening Post, October 26, 1929).

 

АРХИЕПИСКОП ЛУКА, в миру  — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (18771961), автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Благодаря его  фундаментальному труду «Очерки гнойной хирургии» (1934) , были спасены тысячи раненых в годы Великой Отечественной войны. Едва ли найдется в профессиональной медицинской среде другая книга, не утратившая актуальности за 70 лет со дня опубликования. Канонизирован Русской Православной Церковью в лике святых.

«На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа» (Войно-Ясенецкий. Наука и религия. — Ростов-на-Дону, 1997. Предисловие).

Вы можете бесплатно целиком прочитать эту книгу в интернете по ссылке:

https://www.rulit.me/books/nauka-i-religiya-read-207298-1.html

 

ЭРВИН ШРЁДИНГЕР (1887-1961) – Нобелевский лауреат, основатель волновой механики, сформулировавший уравнение, описывающее изменение волновой функции (уравнение Шрёдингера).

          «Известно, что опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности. Подобно им, Богу нет места в пространственно-временной картине. Я не нахожу Бога нигде в пространстве и времени – так говорит честный натуралист. И за это он слышит обвинения в свой адрес от того, в чьем катехизисе записано: Бог есть дух». (Шрёдингер Э. Разум и материя. – Ижевск: научно-издательский центр «Регулярная и хаотическая механика», 2000. С. 64-65).

 «Наука ни слова не может сказать о том, почему нас радует музыка, или почему старая песня трогает нас до слез. Наука хранит молчание даже в ответ на вопрос о великом Единстве… Самое распространенное его название в наше время — Бог, с заглавной буквы. Откуда я пришел, куда иду? Это великий непостижимый вопрос, встающий перед каждым из нас. У науки нет на него ответа«. (Шрёдингер Э. Природа и греки. – Ижевск: научно-издательский центр «Регулярная и хаотическая механика», 2001. С.77)

 

 

ВЕРНЕР ГЕЙЗЕНБЕРГ (1901-1976)  –  Нобелевский лауреат, один из создателей квантовой механики, сформулировавший знаменитый принцип неопределенности, названный его именем.

«…хотя я убежден в неоспоримости естественнонаучной истины в своей сфере, мне все же никогда не представлялось возможным отбросить содержание религиозной мысли просто как часть преодоленной ступени сознания человечества — часть, от которой в будущем все равно придется отказаться. Так что на протяжении моей жизни мне постоянно приходилось задумываться о соотношении этих двух духовных миров, ибо у меня никогда не возникало сомнения в реальности того, на что они указывают». (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. — М., 1987.  С. 328).

«Где нет уже никаких путеводных ориентиров, там вместе с ценностной шкалой пропадает и смысл наших действий и нашего страдания, и в конечном счете остаются лишь отрицание и отчаяние. Религия есть, таким образом, фундамент этики» (Там же. С. 333).

 

 

Д. С. ЛИХАЧЁВ (19061999) – советский и российский филологкультурологискусствовед, доктор филологических наук, профессор, академик АН СССР, герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1969), Сталинской премии второй степени (1952). Член Союза писателей СССР.

Дмитрий Сергеевич внёс значительный вклад в изучение древнерусской литературы. Он создал лучшие исследования таких текстов, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др. В непростое время Лихачев неоднократно защищал от сноса православные храмы. Его подпись стоит под письмом-ходатайством известных деятелей российской науки и культуры о возвращении Оптиной Пустыни Русской Православной Церкви (1987). В 1989 году он выступил за возвращение Церкви Соловецкого и Валаамского монастырей.

В 1992 году академик Лихачёв являлся председателем комитета по подготовке к празднованию 600-летия преставления преподобного Сергия Радонежского.

Лихачёв  хорошо рисовал. В 1999 году был издан его «Новгородский альбом». Около 90% рисунков — изображения удивительных в своей неземной красоте храмов и монастырей Великого Новгорода.

В 1996 году, во время празднования своего 90-летия, юбиляр благоговейно перекрестился и  поцеловал преподнесенный ему в подарок образ Богоматери.

Отпевали Д.С. Лихачёва в Князь-Владимирском соборе города на Неве. Именно здесь он во время Блокады отпевал своего умершего от истощения отца.

 

ФРЕНСИС КОЛЛИНЗ (род. 1950) — ныне здравствующий ведущий американский генетик, врач, химик, внесший огромный вклад в молекулярное клонирование. Руководитель проекта по расшифровке генома человека. Доктор философии (1974), доктор медицины (1977), академик Национальной Академии наук США, руководитель Национальных институтов здравоохранения США, лауреат множества международных премий.

К моменту поступления в университет Коллинз считал себя атеистом. Однако общение с умирающими пациентами и разговоры с ними о вере заставили его поставить под сомнение свою позицию. Он пересмотрел свои взгляды на религию. Сейчас он определяет себя как серьёзного христианина. Коллинз даже написал книгу «Language of God» («Язык Бога»). В России книга издана под названием «Доказательство Бога. Аргументы учёного» (М.,  2008).

Вот цитата из предисловия книги: «Я покажу, что две точки зрения — научная и религиозная — способны сосуществовать в пределах одной личности, обогащая и просвещая ее. Наука — единственный надежный путь познания природы, и ее инструменты при правильном применении позволяют нам глубоко проникать в суть материи. Но почему возникла Вселенная? В чем смысл человеческого существования? Что случается с нами после смерти? Поиск ответов на тако­го рода вопросы — одно из главных побуждений человечества, и здесь наука сама по себе нам не поможет. Чтобы охватить своим пониманием зримое и незримое, мы должны соединить мощь двух подходов — научного и религиозного».

Бесплатно скачать эту книгу целиком можно по ссылке: https://avidreaders.ru/book/dokazatelstvo-boga.html

 

Мы можем привести много других примеров верующих ученых, но, к сожалению, ограничены в формате.

Итак, мы выяснили, что:

  • наука и религия не исключают друг друга
  • верить или не верить в Бога – не следствие учености или безграмотности
  • наука и религия в совокупности дают целостное мировоззрение.

 

Не все ученые — верующие. При тщательном изучении деталей можно заметить удивительное целое, а можно и не задаться вопросом: откуда причина сложности, красоты, единства и стройности законов природы, – в этом у человека всегда остается свобода выбора.

Тем не менее, независимо от того, способен ли конкретный человек здесь и сейчас к таким наблюдениям, вопросам и выводам, объективно эти удивительные свойства во вселенной существуют: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

Что же мешает вам, изучая законы окружающего мира, начать свой поиск, открыть для себя и ощутить Законодателя, Творца и Отца, Который на самом деле «недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27)?

 

 





протоиерей Димитрий Кравченко

Оставьте свой комментарий:

Войти с помощью: 

Комментарии (0):


Вход

Войти с помощью: 
»