«Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18)
«О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным!» – эти стихи, емко характеризующие чувство одиночества, прозвучали в одной из песен в известном кинофильме «Ирония судьбы, или с легким паром!». Как точно в них передано состояние человека, погружающегося в темноту одиночества, ощущение смыкающегося безжалостного круга и беспомощности перед механической холодной силой надвигающейся пустоты…
Как человек оказывается одинок? По разным причинам. Ребёнок в неполной семье, где мама больше занята работой и попытками наладить личную жизнь; молодой человек, переживший драму безответной любви и теперь шарахающийся от любой девушки; женщина, сделавшая аборт, не решившаяся в молодости родить дитя, а на старости лет оставшаяся без мужа; старик, чьи дети живут в других городах… Всё это уже привычные истории. Но «привычные» — не значит «нормальные». Ведь уже в начале Библии мы читаем: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному». Жить семьёй, быть вместе, помогать друг другу – вот норма. Оттого и тоскует человек, если рядом с ним нет другого человека, слушающего, понимающего, родственной души, если не с кем поделиться радостью и горем, чувствами и мечтами.
Верующему легче: у него всегда есть Тот, к Кому можно обратиться. Такое молитвенное общение с Богом помогает преодолеть тоску и не скатиться в уныние, потому что, как говорит святой Иоанн Лествичник, «молитва есть общение и единение человека с Богом».
Единение с Самим Богом! За этим единением уходят отцы-пустынники от мира и не тяготятся видимым одиночеством, а намеренно устраивают его, чтобы суета не отвлекала от общения с Богом. Но это особый путь, и на него требуется особое благословение.
Однако случается, что даже верующий человек может испытать чувство богооставленности. Как быть тогда? Нельзя бездействовать, сидеть и тосковать, тем более – заигрывать с алкоголем. Нужно не ждать, чтобы кто-то пришёл и избавил тебя от одиночества, а самому пойти к тому, кто нуждается в помощи и поддержке. Это работает! Только так можно снова обрести Бога. Ведь «любовь от Бога…, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:7–8). Проявляй любовь к ближнему, помогай и поддерживай страждущего, того, кто ещё более одинок, чем ты, и Бог даст тебе Свою благодать.
Множество житейских неурядиц, которые случаются со всеми, ранят нас, кого-то глубже, кого-то больнее. Во-первых, это дети и старики. Они слабы телесно, а значит более уязвимы душевно. У них просто ещё или уже нет сил, чтобы преодолеть болезненное состояние одиночества. Они легко впадают в уныние, которое в медицинском словаре именуется депрессией, плачут, ревут, отчаиваются, к ним приходят мысли о суициде. Но, конечно, подвержены унынию не только они.
Уныние (на современном языке – депрессия) бывает разное. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться,.. весь человек ослабевает».
Если уныние лёгкое, то оно со временем пройдет, нужно просто переждать и потерпеть. Однако существует состояние глубокой депрессии, которая является болезнью, когда и полезна, и даже необходима медицинская помощь. В таком состоянии человек не реагирует на нашу заботу не потому, что он неблагодарен, а потому что на благодарность у него нет сил. Ни душевных, ни физических.
Лечение от глубокой депрессии долгое, многомесячное (бывает до двух лет). Нельзя оставлять такого человека без постоянного присмотра, потому что уныние может довести до страшного греха самоубийства.
Подросток ещё не понимает ценности жизни, паникует, не знает, что Бог имеет замысел о каждом человеке (иногда этого не знают и взрослые), что страшно этот замысел не исполнить, но ещё страшнее – отказаться исполнять, убив себя. Поэтому от отчаяния покончивших жизнь самоубийством Церковь не отпевает.
Старик обуреваем мыслями о своей ненужности, никчёмности немощного существования. Человек среднего возраста бежит от трудностей. Каждый из них замкнулся в своём тёмном и холодном круге одиночества, обособленности от мира, от людей, от Творца. «Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти», – говорил преподобный Серафим Саровский.
Задача врача в случае депрессии – помочь медицинскими препаратами (они разные, поэтому для каждого конкретного человека препарат и дозировку определяет и затем корректирует врач). Задача родственников – помогать в исцелении души страждущего: пригласить священника, если больной депрессией не в состоянии сам дойти до храма, молиться вместе с ним. И главное – не оставлять его одного.
Более ста лет назад епископ Никон (Рождественский) в своём дневнике дал такую оценку духовному состоянию общества: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, …и человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Часто в одиночестве виноват сам человек, отгородившийся от других. Как поет Слава в песне «Одиночество»:
Я сама дверь закрыла,
Я собою довольна.
Отчего же так плохо?
Отчего же так больно?
Согласно статистике, во всем мире сегодня самоубийство входит в тройку основных причин смерти среди людей в возрасте от 15 до 44 лет. Попытки совершения самоубийства происходят в 20 раз чаще, чем завершенные самоубийства. Особенно распространенной причиной является клиническая депрессия.
Каждый третий житель планеты когда-либо в жизни задумывался о смерти, о своей смерти. Нежелание жить – явление довольно распространенное, у кого-то оно реализуется, у кого-то остается в виде заигрывания со смертью (экстремальные виды спорта, рискованные поступки, наркомания и т.д.). Кроме беспричинной депрессии, живущей в глубине каждого человека, существует и обыденная, ситуационная депрессия в ответ на внешние негативные события, психотравмы. Депрессия – самый распространенный духовный недуг в наше время.
Вот как описывает одиночество в Париже популярный современный писатель Мишель Уэльбек в романе «Покорность»: «Мне было видно штук десять многоэтажек и сотни зданий средних размеров. Всего там насчитывалось несколько тысяч квартир и столько же семей – парижских семей, состоящих, как правило, из одного-двух человек, теперь чаще всего из одного».
Одиночество – плохо, депрессия – ужасно. Но чтобы человек совершил суицид, он должен быть изначально погружён в соответствующее состояние, и только так. Но это состояние вовсе не обязательно возникает только из-за каких-то жизненных обстоятельств. В это состояние, даже очень жизнерадостных подростков, довольно быстро погружают интернет-сообщества, содержащие депрессивно-суицидальный контент. Это не «синие киты», это достаточно массовые и публичные сообщества, которые находятся в открытом доступе, и в отличии от «синих китов» они не закрыты до сих пор.
Саму тему суицидальных групп можно условно разделить на два типа. Первый тип – это достаточно большие суицидальные группы, которые своим депрессивным контентом вгоняют ребёнка сначала в тоску, потом в депрессию, а потом в апатию, тем самым провоцируя его и доводя до суицида. Это, так сказать, классические группы смерти.
Второй тип – это, как правило, небольшие группы, где уже конкретные люди, кураторы, делают по сути то же самое, только через систему заданий (суицидальных игр) и гораздо быстрее, но таких групп немного.
Разберём подробнее, что делают группы первого типа.
У любого подростка возникают какие-то проблемы, обычные, свойственные его возрасту, и он вполне естественно впадает от них в некую тоску или печаль, что нормально. А дальше происходит вот что. Современные подростки (12-16 лет) уже привыкли потреблять медиаконтент в социальных сетях, согласно своему внутреннему состоянию. Когда весело – смотришь юмор, если грустно – что-то соответствующее. И вот ему стало плохо, и он уже подписывается на что-то по темам: тоска, социофобия, грусть-печаль, что-то относительно лёгкое, пока никакого суицидального контента. В итоге его там накручивают, ему, естественно, становится ещё хуже, ведь эти группы – они совсем не про помощь. Теперь, уйдя ещё больше в себя, подросток приобретает новое состояние, и этот контент уже ему не соответствует, уже нужно что-то жёстче, и так по воронке он втягивается в другие группы, содержащие уже конкретно суицидальный контент. Это — воронка вовлечения.
Покажем, как это работает.
На первом этапе идут группы вот с такими картинками.
Пока такой контент просто навевает печаль.
Потом вторая ступень воронки. Ребёнок привыкает к таким картинкам и подписывается на какие-нибудь группы вроде: одиночество, депрессия: это вторая ступень воронки. Уже конкретно депрессивный контент.
И в этих группах, в комментариях и в постах, он начинает уже видеть рекламу следующего уровня, групп с более резким содержанием. Рано или поздно он спускается ещё ниже, и далее его ждёт вот такой, конкретно суицидальный контент.
Это третья ступень воронки. Ребенок теперь видит в ленте подобные картинки каждый день. Эти картинки взяты из ВК, всё находится в открытом доступе. Заходи и «пользуйся».
К тому же в этих сообществах ребёнок уже начинает видеть рекламу закрытых суицидальных групп (второго типа), туда его приглашают «добрые люди», кураторы смерти. Они профессионально подталкивает подростка к суициду.
Как мы можем исправить ситуацию: заменить интернет-общение в соцсетях на реальное общение, живо относиться к вере, к Церкви, друг ко другу, учить молиться, общаться с Богом. Создать общины при каждом храме, участвовать в их делах, проектах, праздниках, посиделках, так, чтобы «друзей прекрасные черты» всегда согревали душу и человек не чувствовал себя одиноким, даже находясь наедине с собой.
Рекомендуемая литература: Красникова О.М. Одиночество. – М., 2017.