Буклет № 23 «Наша помощь усопшим. Чин погребения»

«Человекам положено однажды умереть, а потом суд»
(Евр. 9:27)

Разлука с близким человеком невыносима. Все внутри болит, не соглашается, восстает против смерти. Можем ли мы чем-то помочь умершему? Церковь отвечает на это утвердительно.

Смерть — это таинственное рождение человека из земной временной жизни в вечность. По исходе из тела душа человека попадает в новые условия. Она по своей воле не может уже изменить своего состояния, как это было при жизни на земле.

Для спасения человека, обретения им вечного блаженства, более всего важно, чтобы почивший человек еще при жизни верил во Христа, общался с Ним в молитве, участвовал в церковной жизни и Таинствах (каялся, очищая душу от грехов на исповеди (см. буклет №3), причащался Святых Христовых Таин (см. буклет №9), старался жить по заповедям Христа.

Мы с вами самую большую помощь усопшему можем оказать молитвой о нем. На тех, кто из милосердного сердца возносит молитвы к Богу за усопших, изливается милосердие Божие. А если усопшие удостоились прославления от Бога, тогда молитва за них вызывает их ответную молитву пред Престолом Божиим за самих молящихся.

 В Церкви существуют разные молитвословия и службы об усопших: чин погребения (отпевание), панихида, парастас, чтение Псалтири, заупокойная лития, сорокоуст, чтение записок в Великий пост и т.д. Церковью выделены и особые поминальные дни (родительские субботы и субботы седмицы) для усиленных молитв об усопших. Эти дни отмечены в богослужебном календаре. Подробно Вы можете узнать обо всем этом в церковной лавке храма.

Отпевание — самая значимая из заупокойных служб. Оно совершается, как правило, в третий день по смерти человека.  Называется оно отпеванием, потому что содержит множество не чтений, а именно песнопений. Это священнодействие не является одним из  церковных таинств, оно меньше по значению, чем таинства, совершаемые при жизни человека. Отпевание на состояние души после смерти влияет косвенно,  не так, как таинства Крещения, Исповеди, Причастия и другие, которые совершаются с участием живого человека. Неправильно относятся к отпеванию считающие, что отпевание автоматически предоставляет человеку рай. Тем не менее, отпевание — это заупокойное богослужение, которое совершается над умершим только однажды. В этом его существенное отличие от других заупокойных служб, которые могут отправляться многократно.

В отличие от погребальных обычаев язычников с их акцентированно отчаянным рыданием, содержание отпевания не усиливает скорбь и печаль, а наоборот —  умиротворяет, исцеляет души собравшихся вокруг гроба, вселяет надежду.

Нас, ныне живущих, чин погребения побуждает вести истинно христианскую жизнь. Об этом, прежде всего, говорит 118-й псалом: «Блаженны непорочные в путь…». Вот как разъясняет его содержание святитель Афанасий Великий: «Пророк описывает жизнь святых, подвиги их, скорби, труды,..  а вместе и то, чем святые одерживают победу: закон, слова Божии, терпение, помощь свыше».

Очень трогательны стихиры преподобного Иоанна Дамаскина. В песнях он показывает тщету земной суеты, но при этом являет свет будущей жизни и прославляет путь спасения, показанный Христом. Он изображает печальную картину смерти и тления, но в то же время утешает скорбящих, говоря, что смерть — это всего лишь сон для верующего во Христа.

Во время чтения и пения священнослужитель многократно кадит фимиамом усопшего, народ, иконы. Это символ наших молитв, возносящихся к престолу Божию за умершего.

Отпевание придает «индивидуальному горю форму вселенскую» (священник Павел Флоренский). Поэтому в чине погребения столь часто звучит победная песнь «Аллилуиа!».

В конце заупокойной ектеньи священник, возглашая, обращается к Богу: «Ты есть воскресение и жизнь, и покой усопшего раба Твоего, Христе Боже наш…!». Мы надеемся, что душа почившего после трудов земной жизни найдет упокоение в Господе. Бог – это бесконечная Любовь и Благость. Естественно, обретение покоя в Боге – это счастье.

Церковь относится к состоянию души христианина после смерти совершенно не так, как представлен вечный покой в атеистической по сути, но удивительно мелодичной и потому «цепляющей» песне «Есть только миг»: «Вечный покой сердце вряд ли обрадует. Вечный покой — для седых пирамид» (1973 г., музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дебренёва).  Со временем, кстати, Дербенёв поменял свои взгляды. 24 июня 1995 г., на третий день  по смерти, состоялось отпевание раба Божия Леонида в храме иконы Божией Матери «Знамение»  в Мещанском районе г. Москвы.

Надежда на вечное блаженство пронизывает весь погребальный чин.

Умилителен и трогателен канон. Например, ирмос 6-й песни: «Житейское море видя,  поднимающееся бурей искушений, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: «Возведи от тления жизнь мою,  Многомилостивый!»

В кондаке мы просим упокоить умершего со святыми: «Со святыми упокой, Христе,  душу раба Твоего [или: рабы Твоей],  там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

В икосе сказано, что каждый из нас умрет, пойдет в землю: «…мы же, земные, из земли созданы и в ту же землю пойдем…».

Апостольское и Евангельское чтения утверждают нас в надежде воскресения и в неизбежности праведного Суда. Евангелие открывает нам, что для блаженной участи очень важно, чтобы человек творил  благие (добрые) дела и удалялся от злых: «…и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:29).

Умилительно прощание с умершим: «Придите, последнее целование дадим, братья, умершему, благодаряще Бога». Эта и последующие стихиры прощания звучат как беседа умершего с живыми. Последние минуты на этой земле мы видим лицо дорогого человека. Последний раз мы просим у него прощения в наших пред ним согрешениях и прощаем его. Это оказывает благотворное действие в душах прощающихся людей.

Слова чина погребения возжигают молитвенное чувство, которое, возможно, угасло в житейской суете. Для многих нынешних православных христиан обращение к Богу началось именно с момента погребения близких.

 Некоторые люди неправильно понимают значение и смысл так называемой «Молитвы прощальной», которая читается священником в конце погребения.  А именно, думают, что этой молитвой умершему якобы прощаются все грехи. Это не так. Если бы, независимо от глубины веры, добродетельной или злой жизни, людям прощались во время чина погребения все грехи, можно было бы жить как угодно, убивать, красть, изменять и т.д., ведь всё равно этой молитвой все грехи простятся. Ошибка таких людей состоит в непонимании того, что грехи прощаются кающемуся, а покаяться умерший уже не может. Эта молитва – не некая «индульгенция». В чем же тогда ее смысл? Во-первых, если мы вчитаемся в текст, то увидим, что она произносится священником над своим духовным чадом, то есть над тем человеком, который регулярно исповедался Богу у данного священника, о покаянии и жизни которого священник свидетельствует. Во-вторых, это пожелание, а не утверждение: «…да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал…».  В-третьих, священник освобождает свое духовное чадо от наложенной на него епитимьи (правило для исправления). Последнее нам сейчас трудно понять, но в древности приход формировался и жил вокруг своего единственного храма и священника; настоятель сельского храма крестил всех детей села, знал каждого прихожанина по имени, исповедал его в течение всей жизни, накладывал и снимал епитимьи и, как духовник, читал над ним эту молитву, провожая в последний путь.

Прощальная молитва или грамота не может спасти человека. Спасают — православная вера, добрые дела, покаяние во грехах. Помогают —  усердные молитвы родственников и милостыня, подаваемая ими нуждающимся ради спасения усопшего.

Чтение разрешительной молитвы с особого листка – обычай новый, эта молитва отсутствует в «Требнике», но к ней относятся те же рассуждения, что и к краткой молитве из «Требника».

О предании земле.

Трижды священник произносит: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все, живущие в ней». Этой освященной землей трижды крестообразно посыпается погребальное покрывало, под которым лежит умерший, с молитвой «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!».

Могила.

Умерший полагается лицом на восток, в знак своей веры в Воскресение Христа, Солнца Правды.  Над могилой, «в ногах» покойного, поставляется Крест.

СУЕВЕРИЯ.

«Запечатание».

Некоторые называют посыпание усопшего освященной землей словом «запечатать». Это неканоничный термин, его нет в чинопоследовании погребения.  К сожалению, некоторые люди по-язычески считают, что главное в церковном погребении — именно это «запечатание». Думают, что если этого не сделать, то покойника «не примет земля»,  боятся, что он будет пугать своих родных в сновидениях или как привидение наяву. Таким образом, «запечатанием» такие родственники хотят «избавиться» от умершего, отгородиться от него. Именно поэтому некоторые правдами и неправдами добиваются церковного погребения даже для таких людей, над которыми оно явно незаконно и кощунственно.

Развязывание рук и ног.

Суеверием является обязательность или какая-либо значимость развязывания рук и ног покойного перед закрытием гроба. Как будто это как-то может повлиять на его посмертную участь. Обычно священник, памятуя наставление святого Апостола Павла (1 Кор. 9:22), идет навстречу родственникам умершего, символически вкладывая в это развязывание пожелание спасения и духовной свободы почившему.

Положение в гроб предметов.

К большому сожалению материализм родственников почившего доходит иной раз до того, что они считают и после смерти необходимыми вещи из нашего материального мира, перенося на духовный мир грубые понятия. Очки, деньги, сигареты, карты – что только не приходится священнику просить убрать из гроба почившего.

Как быть, если совесть умершего отягощена великими нераскаянными грехами, он никогда не молился Богу и не каялся? Принесут ли пользу чин погребения и другие заупокойные службы, и молитвы?  — Да, принесут! Пусть не решительную, но всё же важную для души умершего: молитвы привлекут милость Божию к грешнику, и его посмертные муки будут по крайней мере облегчены.

В православии не принято поминать усопшего алкоголем. Действительно, если наша основная задача — молиться об усопшем, а молитва с алкоголем несовместимы, то, выпивая, мы лишаем усопших своей молитвенной помощи.

КАК МОЛИТЬСЯ ЗА НЕКРЕЩЕНЫХ?

Если человек сам не захотел креститься в течение жизни, соединить себя с Церковью Христовой, его в храме не поминают. Но это не значит, что мы совсем ничего не можем сделать для него. За некрещеного, если он Вам очень дорог, можно молиться дома, а придя в храм – про себя, не публично, не в пространстве церковной общины, к которой умерший не принадлежал, не подавая записку в церковную лавку. Церковное поминовение невозможно, так как нельзя сделать человека насильно и против его воли христианином. Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

Церковь рекомендует совершать дела милосердия в память об усопшем некрещеном: подавать милостыню, кормить нуждающихся. Существует также канон и молитва святому мученику Уару за некрещеных умерших (https://www.hramyara.ru/kanon).

Также существует молитва преподобного Льва Оптинского для домашнего чтения: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя!».

ПОЧЕМУ НЕ ОТПЕВАЮТ САМОУБИЙЦ?

С древних времен Церковь запрещала молиться за тех, кто самовольно лишил себя жизни. Почему? – Самоубийство – страшный грех, ведь жизнь одна,  это великий дар Божий, и каждому человеку Господь отмерил свой путь, прерывать который человек не вправе.

Что же остается скорбящим родным и близким? Существует «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Его несложно набрать в поисковой строке и найти в интернете.

Родственникам можно дома  (не в храме) устроить поминки, накормить нуждающихся, молиться, творить милостыню и совершать различные благие дела в память о нем.

Поводов покончить жизнь самоубийством много, и некоторые люди сознательно бегут от кажущихся нерешаемыми проблем и скорбей, трагедии неразделенной любви, нищеты, мучительной  болезни и т.д., забывая, что каждая беда при правильном отношении к ней, терпении с молитвой,  может принести духовную пользу и блаженство в вечности.

Исключение из правила.

Если человек страдал тяжелым психическим заболеванием, был невменяем, совершил самоубийство не понимая происходящего, не сознательно, не по своей воле, может быть получено разрешение на его отпевание и поминовение на церковных службах.

В таких случаях родственники собирают документы, подтверждающие психическое заболевание, пишут прошение,  подают пакет документов на рассмотрение правящему архиерею в епархиальное управление. Ни в коем случае нельзя вводить в заблуждение церковную власть. Душе самоубиенного это только навредит, а живых Бог накажет за обман.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Сущность всех заупокойных служб состоит в усиленном молении за усопших: испросить почившему прощение грехов и вселение в обителях со всеми святыми.

После погребения очень важно для родственников и друзей почившего не прекращать и дальше усердно молиться об усопшем (сорокоуст, третий, девятый, сороковой день, годовщины, родительские субботы и т.д.).

Христос сказал: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»
(Мф. 7:2). Настанет время, когда мы сами умрем и будем нуждаться в молитве наших родных и близких о нас. Какой пример мы сегодня подаём нашим детям, усердно молясь за своих усопших бабушек, дедушек, родителей, так же усердно и они будут молиться о нас, когда настанет наш день проститься с этим миром.

 Молясь за усопшего,  духовную пользу получает не только сам он, но и живые, которые участвуют в молитве. Приоткрывая завесу таинственности иного мира, молитвословия содержат в себе духовные наставления молящимся, просвещают их сердца благодатью Божией.

Постараемся пройти это краткое время земной жизни с твердой верой во Христа Спасителя, творить добро, исполнять заповеди Божии, молиться Ему дома и в храме, соединиться с Ним здесь, чтобы после смерти Он принял нас в Свои райские обители!





протоиерей Димитрий Кравченко

Оставьте свой комментарий:

Войти с помощью: 

Комментарии (0):


Вход

Войти с помощью: 
»